Сборник материалов муниципального фестиваля «Князь Владимир – Солнце Руси»

В сборнике представлены конкурсные материалы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Тамбовского района, муниципального фестиваля «Князь Владимир – Солнце Руси», посвященного 1000-летию памяти святого равноапостольного князя Владимира. Электронное приложение (CD) к сборнику представлено приложением к конкурсным материалам: слайдовые презентации, тексты песен, мелодии и др.

Материалы сборника могут быть использованы педагогическими работниками в практической деятельности при проведении бесед, воспитательных мероприятий, занятий и т.д.

 

 

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Фестиваль «Князь Владимир – Солнце Руси», посвященный 1000-летию памяти святого равноапостольного князя Владимира направлен на возрождение православных традиций и духовных ценностей русской культуры; духовное просвещение педагогов; приобщение педагогов к православной культуре и мировой культуре в целом; выявление и раскрытие педагогических талантов.

Перед вами – сборник конкурсных материалов педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Тамбовского района, муниципального фестиваля «Князь Владимир – Солнце Руси», посвященного 1000-летию памяти святого равноапостольного князя Владимира.

 

Боткарёва Ирина Владимировна,

музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад «Колосок»

 

 

«Родина наша – Русь православная»

(Сценарий праздника посвященного 1000-летию памяти святого равноапостольного князя Владимира для детей  6 — 7 лет)

 

Программное  содержание:

Обучающие задачи:

Формировать у детей представление о Руси Православной.

Продолжать знакомить с особыми качествами русских святых (помогать людям).

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях чувство любви к Родине: её природе, людям, святым, ко всему живому на земле.

Воспитывать гордость за то, что мы родились и живём в России.

Развивающие задачи:

Развивать желание у ребёнка стать наследником славных традиций русской истории.

 

Ход:

 

Воспитатель: Ребята, наша сегодняшняя беседа будет посвящена дорогой для каждого русского и православного человека теме. Мы поговорим сегодня о нашей Родине, о России, о святой Руси.

Дети читают стихи:

Люблю тебя, Святая Русь!

Ты гордость нашего народа

Тобой любуюсь и молюсь,

Чтоб стороной прошли невзгоды.

Чтобы никто и никогда

Не осквернил тебя бесчестьем,

Чтобы на долгие века,

Была единою и вечной.

 

Воспитатель: Наша Родина – красивейшее место на земле. дремучие леса, зелёные луга, бескрайние поля, широкие реки, глубокие голубые озёра.

Ребята, посмотрите на экран и скажите, какие чувства пробуждаются в душе у человека, когда он смотрит на красоту русских лесов, полей, рек. Человеку тревожно или спокойно, печально или радостно?  (ответы детей: в душе человека рождается радость, восторг, благодарность Богу за то, что мы живём в таких краях).

 

Песня «Как прекрасно всё вокруг»

 

Воспитатель:

Русский лес распростёрся в объятьях земли.

Русский лес, где осины чуть слышно шумят.

Русский лес, где земля чудной жизнью полна.

Там, где сосны да ели красиво стоят.

 

Танец «Русский лес»

 

Воспитатель:  Ребята, а что вы можете сказать о своей Родине?

 

Дети читают стихотворения о Родине:

  1. Здравствуй, Русь: седые дали,

Плуг и меч, копьё и серп.

Край надежды и печали

Стон дубов и слёзы верб…

  1. Все твои озёра святы,

Все ручьи твои чисты!

Вкус полыни, запах мяты,

Так прекрасны и просты.

  1. Край родной: твои дубравы,

Нивы, сёла, города —

Память подвигов и славы

Войн, молитв, любви, труда.

  1. Сколько бед прошло над Русью

Посчитать я не берусь

Только низко поклонюсь я

И промолвлю: «Здравствуй Русь».

  1. Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля!

  1. Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это русская сторонка,

Это Родина моя.

Песня «Моя Россия»

Воспитатель: А ещё на берегах русских рек и озёр, среди лесов и в людных городах стоят и украшают русские пейзажи православные храмы.

Звон их колоколов много веков оглашал Русскую землю: звал людей на молитву в храм.

Ребёнок:

Вхожу я тихо в храм

Нисколько не шалю.

Пусть Боженька увидит сам

Как я его люблю.

Песня «Русь святая зовёт»

 

Воспитатель: А знаете ли вы, как Русь стала православной?  Послушайте  рассказ.

В давние времена правил на Руси князь Владимир.

Владимир  Святославич — это внук великой княгини Ольги, которую русский народ прозвал Мудрой и которая одной из первых на Руси приняла христианскую веру.

Храбрый, сильный воин, с которым опасно спорить, целеустремленный и напористый, он достигал своих целей и в политике и в личной жизни. Он был мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. И прозвал русский народ Владимира Святославича Красным Солнышком.                                                                         Во времена князя Владимира русичи водили хороводы и воспевали подвиги своих воинов, стоящих на страже мирной жизни. В хороводе отразился восторг русского человека перед красотой природы летом, весной и осенью.

Танец « Венок»

О времени княжения Владимира Святославича сложено много интересных былин. Именно по его образу и подобию был создан былинный персонаж — Владимир Красное Солнышко. И именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Люди на Руси были язычниками, т.е. верили во многих богов, поклонялись деревянным идолам.  В первой половине жизни, Владимир тоже был язычником. В Киеве на горе он приказал своим воинам поставить огромную деревянную куклу. Русские люди думали, что это и есть настоящий Бог, приносили жертвы и молились ей. Но со временем князь  стал задумываться, а правильная ли его вера.

 

Действие

(Князь Владимир и Добрыня беседуют вдвоём)

Добрыня: Что невесел ты, князь? Что задумался?

Князь Владимир: И сам не знаю, Добрынюшка. (Пауза)

Забыть не могу, как погиб Федор-варяг, любимый мой дружинник. Не выходят у меня из головы слова его:  «Перун ваш – кукла деревянная! Иду к Богу истинному, в жизнь вечную!» А кто этот истинный Бог? Ты, знаешь, мне и самому – то не очень верится, что Перун наш всем миром управляет… В других странах тоже по-другому верят.

Добрыня: Как, по – другому?

Князь Владимир: Верно, я сам не знаю, да я велел привести к себе знающих людей. Пусть расскажут, как они Богу молятся…(пауза) Да вот, кажется, и они идут.

Слуга: Князь, к тебе тут люди учёные из разных стран пришли. Говорят, звал ты их. Прикажешь пустить?

Князь Владимир: Проси их сюда, проси.

(Входят магометанин, еврей  и греческий монах. Все трое кланяются князю, каждый по – своему).

Князь Владимир: Спасибо, что пришли по моему зову. Хочется мне знать, как вы в Бога верите, какому Богу поклоняетесь, как по – божьи живёте?

Магометанин: Велик един бог наш Аллах, а Магомет пророк его!

Князь Владимир: Что един бог у вас – это хорошо, а жить как он велит?

Магометанин: Святое дело – прогонять врагов Аллаха, пять раз в день надо кланяться ему до земли, поститься надо.

Князь Владимир: Что – то скучная твоя вера, прогонять да кланяться, и пировать нельзя… А я веселье люблю.

Еврей: И мы, князь, верим во единого Бога, который сотворил мир и всё, что в нём. Выбрал нас Бог народом своим и дал нам десять заповедей, которые мы должны соблюдать: любить Бога и людей, не лгать, не убивать, не красть, почитать родителей, а каждый седьмой день не работать, а отдавать Богу.

Князь Владимир: Что ж, эта вера получше. (Обращаясь к греку) Что же ты мне о вашей вере расскажешь? Знаю я, что полюбила её бабушка моя, княгиня Ольга.

Грек: И мы, князь, верим в единого Бога, который всё сотворил. Но мы знаем, что Бог так любит людей, что Он Сам пострадал за грехи наши, Он отдал жизнь свою за нас, и дал этим нам вечную жизнь. К этой вечной жизни мы и готовимся, пока живём на земле.

(Князь Владимир сидит, задумавшись. Все  три посла стоят перед ним.)

Рассказчик (читает): Долго длилась беседа князя Владимира с приехавшими учёными. Сильно подействовали на него слова грека, но он всё – таки не мог решить, какая вера лучше.  (Послы уходят)

Князь Владимир (говорит торжественно): Чует, чует сердце моё, что нашли мы сокровище бесценное, веру истинную… Решился я, друзья, еду в греческую страну добывать веру православную для нашей Руси!

Воспитатель: И собрал князь Владимир войско своё, и пошёл в страну греческую.  Захватил он город Херсонес и потребовал в жёны византийскую принцессу Анну, сестру императора. Император вынужден был согласится, но потребовал  крещения князя. Получив согласие Владимира, византийцы прислали к нему Анну со священниками. Но  Владимир забыл своё обещание. И тут с ним случилось несчастье. Он внезапно ослеп! Тогда принцесса Анна напомнила о его обещании и посоветовала  поскорее принять святое крещение.

Владимир последовал совету царевны, и как только священник приступил к обряду крещения, князь тотчас прозрел и радостно воскликнул: «Теперь только познал я истинного бога!»

Владимир взял в жены Анну и вернулся в Киев, чтобы крестить свой народ и обучать его вере христианской православной.

                                    (звучит музыка «Из Византии в Киев»)

Воспитатель:

Князь город грекам возвратил,
Вернулся в стольный Киев-град,

И подданным провозгласил,

Что должен нынче стар и млад
Учение принять Христа.

И благодать сойдёт тогда

На землю русскую родную —
Пусть примут веру все святую!
И свержен гордый был Перун,
И сброшен в Днепр с крутой горы,
И в водах бурных утонул
Кумир языческой поры.

И люди поняли — пора
Им веру новую принять,
И в водах древнего Днепра
На них сходила благодать.

Воспитатель: Многие люди пришли к реке. Маленькие дети сидели на руках у своих родителей. Все вошли в воду, и священники крестили всех. Люди радовались, что узнали Единого Бога.

Звучит колокольный звон

Воспитатель:

Ликуют все, что славный Князь Владимир

Нам в души радость светлую принёс!

Ведь, Божьей любви в его сердце немало,

Её он крещением на Русь перенёс!

Танец «Большой хоровод»

Воспитатель: За то, что сделал он такое великое и святое дело — крестил свой народ, стали его называть: «Святой князь Владимир».

Дети по очереди:

  1. В праздник важный и великий

День крещения Руси

Свет в душе, о предках память

Мы желаем пронести.

 

  1. Чтоб традиции былые

Не забылись никогда.

Передать их нужно детям

С ними пусть идут года.

 

  1. С днём крещения Руси

Мы всех поздравляем

По закону божьему

Жить мы всем желаем!

Пусть невзгоды обойдут

Дом ваш стороной,

Воцарятся в нём навеки

Счастье и покой.

 

 

 

Гусляева Марина Александровна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Машенька»

 

«Путешествие в Древнюю Киевскую Русь»

(Конспект образовательного мероприятия   по духовно – нравственному воспитанию детей в подготовительной)

Цель: воспитание интереса у детей к событиям культурно — исторического календаря.

Задачи: формировать представление о значимости крещения, принятия православия; прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа; воспитывать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины; развивать внимание, восприятие, память, мышление.

Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Речевое   развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, музыкальное сопровождение, изображение храма, вырезанные фрагменты Храма.

Предшествующая работа: беседа, чтение сказок, былин, рассматривание иллюстраций,  альбомов, обсуждение образов, заучивание стихотворений о родине, разучивание танца — хоровода.

Ход ООД

Дети в русских народных костюмах  входят в группу под музыку, исполняют  танец – хоровод (обработка   И. Крутого «Девка по саду ходила»).

— Есть слова, без которых нельзя прожить, без которых жизнь будет пустой и напрасной. Это великие слова – Бог, Отечество, любовь, отец, мама…Мы братья и сестры друг другу: у нас один Господь, создавший небо и землю, одна Родина, которая нам дана, как главный подарок всей жизни.

 

Дети читают стихи.

 

Мне было суждено родиться

В великом, сказочном краю!

Я день за днем готов молиться,

Чтоб все мы жили, как в раю…

Я неустанно повторяю:

«Святая Русь! Тебя люблю!»

 

Ты куполами держишь солнце

И голубой небесный свод,

Водой чистейшей из колодцев

Ты напоила свой народ!

 

Большие белые березы

Вокруг тебя стеной стоят!

И даже лютые морозы

В твои чертоги всех манят…

 

Леса, поля, деревья, реки,

В тебе есть все, родная Русь!

В борьбе ты не сомкнула веки,

Я знаю, помню, я горжусь!

 

— Родина! А что это такое?

— Конечно, мы любим ее и не представляем себя без нее, а значит надо знать ее историю. И я предлагаю вам отправится в путешествие в Древнюю Киевскую Русь.

(Звучит фольклорная музыка «Земля русская», исп. Е.Стрельников)

— Давным-давно… Молодой  Русью правил князь Владимир.

Могучие леса, полноводные реки с множеством рыбы, просторные поля, засеянные рожью и пшеницей. Большие семьи. Казалось бы, что не жить? Но постоянно шли ссоры, драки, даже войны. Почему? Все же русские, все говорили на одном языке. Но язык один, а вера разная. Кто-то верил в духов воды, водяных, кто-то в русалок, кто еще во что-то. И появилась необходимость единой веры. Ведь только она сплачивает людей. И решил князь Владимир для своего народа веру истинную поискать.

– Вот как это было…

Звучит фольклорная музыка исп. Е.Стрельников «Земля русская»

— Однажды пришли к князю Владимиру мудрецы со всего света рассказать о вере своих народов.

Один мудрец сказал:

У нас есть Бог – Аллах,

Единый Бог для верных,

Он грозен и вселяет страх,

Мучитель для неверных.

Другой мудрец сказал:

Латинцы мы и веруем в Христа,

Посильна тяжесть нашего поста,

Но в службе нашей нет величья,

В том с греками у нас различье.

3-й и 4-й мудрецы сказали князю:

Немало мы прошли земель,

И видели мы веру стран чужих.

Нет на Земле таких красот

Как в нашем Христианском храме!

Познай и ты учение Христа,

В нем главное – любовь и чистота.

Тебе мы повторяем вновь и вновь:

«Любовь, любовь, христианская любовь!

Любить людей, как самого себя», –

Чтоб сохранить страну свою в века!

—  Больше всех понравилась князю Владимиру эта вера, потому, что она была самой доброй. А пошла та вера от Иисуса Христа, который за свою недолгую жизнь сделал много добрых дел: исцелял больных, воскрешал мертвых, слепым зрение давал, голодных насыщал. Бог любит людей, как своих детей, и требует от них любить друг друга, помогать, заботиться, а не мстить! Христианская вера требует любить не только ближних, но и врагов! Нужно жить в мире друг с другом и со всеми!

Князь Владимир послушал их и ответил:

Теперь свидетельствую верно:

Что Православный Бог добрее всех.

Пусть окрестит меня архиерей

И Русь мою окрестит поскорей!  

И решил принять князь Владимир христианскую веру, для этого он принял обряд крещения в древнем городе Корсуни, что располагался около нынешнего Севастополя. После крещения Владимир стал совсем другим человеком. Он не хотел больше воевать, ему стало тяжело казнить  даже разбойников и преступников. На княжеском дворе он стал устраивать угощения для всего народа, а больным велел развозить по домам хлеб, мясо и мед. За это люди стали называть князя  Владимир – Красно солнышко».

Физкультминутка                                   (звучит колокольный звон)

Звон по Руси раскатился!                          (руки вверх, влево, вправо)

 Князь Владимир крестился!                     (руки на грудь)

Князь Владимир — Красно Солнышко!    (подпереть щёки ладошками)

Красно Солнышко — Колоколнышко!     (покачивание головой)

 

Во время крещения князь Владимир стал лучше видеть, боль в глазах, мучавшая его прошла. Приняли обряд крещения и все спутники князя: дружина, бояре и купцы. А когда вернулись в Киев, повелел князь всем жителям креститься в Днепре. Над днепровскою кручей наблюдал за крещеньем Князь Владимир.

 

В воду шли киевляне и входили по грудь.

И отныне славяне новый выбрали путь.

С неба ангелы пели, серебрилась река,

Та, что стала купелью для Руси на века.

 

— С того времени сияет свет православия на всей славянской земле, а князя Владимира величают Владимиром – Крестителем. До конца своих дней заботился он о духовном воспитании своего народа и сам был примером благочестивой жизни.  Эпоха Владимира является самой светлой страницей в жизни русского народа. Многое изменилось с тех пор на Руси стали строиться храмы, монастыри, стала развиваться письменность и грамотность, живопись и зодчество.

Русь крестилась, пали деревянные истуканы, засверкали золотые купола.

В  городе  Тамбове тоже очень много соборов и храмов. Многие из вас посещали церкви, храмы. Скажите, что вы там видели? Как надо себя вести в храме?

Дидактическая игра «Собери храм»   (по подгруппам)

(музыкальное сопровождение)

 На столе лежит изображение храма. Дети,  сравнивая с образцом, из вырезанных  фрагментов собирают Храм (игру можно усложнить, собрать Храм без образца).

— Вот и подошло наше путешествие к концу.

— Где мы с вами побывали?

—  С кем познакомились?

— Кто помнит, как его в народе называли и почему?

Князь Владимир принес в Россию веру православную. Именно она сплотила Русь и создала Россию, страну, в которой мы живем, и без этой веры не было бы ни России, ни нас с вами.

 

Владимир Креститель — Руси хранитель.

О Русь, родимая моя.

Люблю я больше всех тебя,

Ты, Русь, язычницей была,

Богов ты много знала.

Но вот явился он,

Как солнце величаво.

Заступник он земли,

Он ангел наш хранитель,

Владимир-русский князь,

Страны нашей спаситель.

Язычников решил он быстро удалить,

А веру христианскую на Руси внедрить.

И вот в один он день Русь нашу окрестил,

Владимир в Днепр киевлян согнал,

И начал их крестить.

И вот Русь наша расцвела.

И авторитет свой в мире обрела.

Теперь живём мы, веруя в него,

Единственного Бога своего!

 

 

 

Игнатова Юлия Владимировна,

воспитатель филиала МАДОУ

детский сад «Непоседы»

 

«Князь Владимир — креститель Руси»

(Конспект открытого мероприятия)

 

Цель мероприятия: ознакомление с историей христианства на Руси.

Задачи:

  • Формировать представление о великом князе Владимире,

о приходе христианства на Русь;

  • Воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны,

патриотические чувства и  любовь к Родине;

  • Расширить словарный запас у детей.

Предварительная работа: создание стенда в уголке духовно-нравственного воспитания «Князь Владимир — креститель Руси»; чтение сказок былин; разучивание стихов о князе Владимире, подбор музыки для сопровождения занятия, создание презентации.

Материал и оборудование: русские народные костюмы; шест с лентами «Карусель»; мультимедийный проектор; репродукции по теме «Князь Владимир — креститель Руси».

Ход мероприятия:

Воспитатель (все одеты в русские народные костюмы): Ой, вы, добры молодцы и молодушки. Собрались мы здесь не на почестен пир, а на беседу добрую да складную. Посмотрите, какие вы красивые. Какие костюмы на вас одеты?

Дети: русские народные.

Воспитатель: да, на вас одеты русские народные костюмы. Такие костюмы носили наши предки на Руси. Наши предки славяне  жили в деревянных городах на берегах рек. Как вы думаете, ребята, чем занимались наши предки?

Дети: занимались рыбной ловлей, охотой и земледелием.

Воспитатель: правильно ребята. А еще они часто воевали и ходили в походы, осаждали города своих противников (воспитатель показывает репродукции картин). Славяне поклонялись богам идолам и приносили им жертвы. Делали они себе богов из камня, дерева и  золота. Об этом, мы можем узнать из летописи, былин и сказок. В те далекие времена.  Тысячу лет тому назад, в славянской стране Русь в городе Киеве, правил князь Владимир. Он был храбрым воином и с молодости ходил в далекие походы. После похода князь любил слушать рассказы о дальних краях. Как живут другие народы и чем они занимаются. Князь понимал, что славянские идолы только куски камня и дерева. Начал Владимир искать новую, правильную веру для себя и своего народа. Из дальних стран приходили в Киев послы. Они хотели, чтобы князь Владимир принял их  веру. Князю больше всего пришлось христианство, о котором говорили греческие монахи. Князь Владимир крестился и женился на греческой царевне Анне. Потом крестилась вся Киевская Русь. После крещения Руси, идолов сожгли или бросили в реки. Князь Владимир был добрым и справедливым, защитником слабых, помощником бедных и строителей многих церквей. Народ любил своего князя и прозвал его «Красное солнышко», а наша Святая Церковь причислила князя Владимира к лику святых и назвала Равноапостольным.

Физкультминутка: русская народная игра «Карусель».

Ребята, поиграем в русскую народную игру «Карусель», в которую играли наши предки.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам посмотреть презентация про жизнь князя Владимира, про то как он крестил Русь. Но, сначала мы послушаем ваши стихотворения о Великом Князе. (Из стихотворения Ирины Ревякиной «Владимир Красно Солнышко».)

1 ребенок

Поклонялись люди небу,

Птицам, дереву, камням:

Их душа искала веру.

Бог избрал Себе славян.

2 ребенок

И Владимир, князь-язычник,

Сделал выбор – путь Креста.

Ветошь грешных дел, привычек

Сбросил с верой во Христа.

 

3 ребенок

 

Выбор веры – луч в оконце,

Словно солнца поворот.

В простоте сердечной Солнцем

Звал Владимира народ.

 

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим презентацию «Князь Владимир»

Просмотр презентации.

 

Воспитатель: ребята, наша беседа подошла к концу. Что нового мы узнали?  Что вам больше понравилось в нашей беседе?

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо всем. До свидания.

 

Калужина Наталия Владимировна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Машенька»

 

 «Князь Владимир – Креститель Руси»

(Беседа для детей старшего дошкольного возраста)

 

Цель: познакомить детей с князем Владимиром — крестителем Руси.

Задачи:

Прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа;

Приобщать детей к культуре русского народа;

Формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте;

Развивать внимание, восприятие, память, мышление.

 

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор.

 

Беседа:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Давным-давно, когда не было книг, а история передавалась от родителей к детям. Поселились наши предки — славяне вдоль могучей реки Дунай.

Привольно жилось им: земля плодородная, края теплые. В те далекие времена и стали строиться города, появились князья, а при них дружина, т. е. войско.

Столицей Древней Руси стал город Киев, а правителем – князь Владимир. Немногие имена на страницах родной истории могут сравниться по своему значению с именами святых князя Владимира и княгини Ольги. Он был внуком великой княгини Ольги.

В те далекие времена Русь была разделена на множество мелких княжеств, люди преклонялись разным богам, во главе каждого княжества стоял свой князь. Время от времени между князьями возникали ссоры, они враждовали между собой, пытаясь захватить земли друг друга.

Призадумался князь Владимир, как объединить русские земли, чтобы у всего народа была одна вера, чтобы жить дружно, да ладно.

Решил князь Владимир пригласить послов со всех земель, чтобы они поведали о своей вере, и выбрать какая для Руси милее будет.

Пришли к Владимиру послы того народа, что покланялись пророку Мухаммеду. Веру свою они мусульманством зовут.

Затем пришли те, кого на Руси называли немцами, католиками. И их выслушал Владимир.

Последними пришел к князю мудрец греческий, который рассказал о христианской православной вере. Больше всех понравилась эта вера, потому, что она была самой доброй.

А пошла та вера от Иисуса Христа, который за свою недолгую жизнь сделал много добрых дел: исцелял больных, воскрешал мертвых, слепым зрение давал, голодных насыщал. Христианское учение говорит о любви, о едином Боге, создавшем мир и человека. Бог любит людей, как Своих детей, и требует от них любить друг друга, помогать, заботиться, а не обижать! Христианская вера требует любить не только ближних, но и врагов! Нужно жить в мире друг с другом и со всеми!

И решил принять князь Владимир христианскую веру, для этого он принял обряд крещения в древнем городе Корсуни, что располагался около нынешнего Севастополя.

А кто знает, что такое крещение? (ответы детей)

Воспитатель: Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно смогло положить конец языческой и идолопоклоннической вере, тогда царившей на всей территории нашей страны. А когда вернулись в Киев, повелел князь всем жителям креститься в Днепре.

Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с греческими священниками на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев. Чтобы стать христианином, нужно было принять крещение – войти в воду, «смыть с себя старую веру» и очиститься. Затем священник (человек, который служит Богу) произносил молитву, брал в руки крест и крестил им тех, кто вошел в воду. А потом и сам человек накладывал на себя крест рукой: от лба до пояса, от правого плеча к левому плечу. Ведь крест является символом христиан. Таков обряд крещения.

С того времени сияет свет православия на всей славянской земле, а князя Владимира величают Владимиром – Крестителем. Став христианином и крестив русских, князь Владимир до конца своих дней заботился о духовном воспитании своего народа и сам был примером благочестивой жизни.

Многие из вас тоже православные крещеные и имеют отличительный знак от тех, кто не проходил этого обряда. А кто мне скажет, что это за знак?

Дети: Крестик.

Воспитатель: Как вы думаете, что он означает?

Дети: Оберегает от зла, беды, плохих людей.

Воспитатель: Да, это нательный крестик, который надевается священником при крещении, тогда же каждый из православных получает имя святого, который всегда помогает человеку в самых неожиданных и трудных ситуациях. После крещения Князь Владимир стал совсем другим человеком, он по Божиим заповедям возлюбил всех своих подданных, старался кому можно чем-то помочь…кому едой, кому лечением, а кому и учением. За его доброту и милостивость, стремление облегчить тяжелые тяготы своего народа, народ прозвал его «Красным солнышком»

Князь Владимир не хотел больше воевать, ему стало тяжело даже казнить смертью даже разбойников и преступников. На княжеском дворе он стал устраивать угощения для всего народа, а больным велел развозить по домам хлеб, мясо, мед. Он очень хотел, чтобы на Руси не было больше нищих и голодных.

Сотворив прекрасный мир, Бог повелел человеку оберегать его. Люди, жившие на Святой Руси, любили и оберегали свою Родину. Среди них были князья, воины, простые крестьяне и ремесленники. Их называли – защитниками Отечества.

Воспитатель: Многое изменилось с тех пор: на Руси стали строиться храмы, монастыри, стала развиваться письменность и грамотность, живопись и зодчество. Лучшие художники пишут иконы с ликами святых предков наших.

Русь православная славится необыкновенно красивыми храмами.

Ребята, можете ли вы назвать главный храм России?

Дети: Храм Христа Спасителя.

Воспитатель: Правильно. Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.

В нашем городе, Тамбове, тоже есть храмы. В Храмах люди молятся, просят прощения у Господа за свои проступки, чтобы быть честнее, добрее, милосерднее.

Теперь, вы знаете, кто такой, Владимир-Креститель. За его доброту народ прозвал его «Владимиром-Красное Солнышко» и складывал про него былины. Владимир был причислен к лику святых.

28 июля Православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира.

Вот и подошло к завершению наше сегодняшнее путешествие, но наша Родина велика и история ее такая интересная, что мы непременно еще, ни один раз встретимся, чтобы поговорить о прошлом и настоящем нашего Отечества. Помните всегда самое главное правило в жизни: не делать зла и творить добро. Будьте солнышками!

 

 

 

Коробова Лариса Алексеевна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Колосок»

 

«Князь Владимир — основатель Древнерусского государства.    Крещение Руси»

(Конспект занятия для детей 5 — 6 лет)

Программное содержание:

-дать детям представление о роли князя Владимира в крещении Руси,                       -содействовать формированию  чувства патриотизма и гордости за деяния наших предков, защищавших  рубежи  Отечества.

Предварительная работа: рассматривание изображений храмов, беседа о дружбе, разучивание пословиц о дружбе.

         Ход занятия.          

Звучит музыка (тема Финна из фильма «Руслан и Людмила»).

Воспитатель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

«Для вас, души моей царицы, красавицы,

Для вас одних времён минувших небылицы

В часы досугов золотых под шёпот старины болтливой

Рукою верной я писал. Сказку эту

Теперь поведаю я свету.

Дела давно минувших дней,                                                                                        Преданья старины глубокой.

В  толпе могучих сыновей,                                                                                        С друзьями, в  гриднице высокой

Владимир – солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал                                                                                    За князя храброго Руслана».

Воспитатель: Ребята, это отрывок из сказки «Руслан и Людмила А.С. Пушкина.

О ком автор упоминал  в  конце  этого отрывка?  (О Владимире Красное Солнышко.)

Воспитатель: Ребята, кто это такой – Владимир и почему его ласково называли Красным Солнышком?  (Ответы детей.)

Воспитатель: В стародавние времена, когда наша страна Россия называлась  «Русь», а столицей государства был город Киев,  правил  нашей страной  сильный  и храбрый  правитель  — князь Владимир.

Люди, которыми  он правил, назывались «славяне». Жили они впо берегам рек  и озёр, в лесах, деревнях и старинных городах. Были они светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые.

Они были храбрыми воинами, т.к. война в ту пору  была обычным делом, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов.

У князя Владимира было свои воины – богатыри, которые составляли целое войско – дружину.

Чтобы быть сильными, они делали много разных упражнений. А вы хотите быть такими же сильными, как они? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, выполним разминку для богатырей.                          Физкультминутка.

Богатырь, вот он каков,                                            (показывают «Силача»)                                              Он силён и здоров, он из лука стрелял,                 (имитация стрельбы из лука)                                                               Метко палицу бросал,                                                (имитация броска палицы)

На  границе стоял, зорко – зорко наблюдал.          (имитация  движения

наблюдения)

Подрастём и мы, смотри,        (из положения «сидя» медленно поднимаются)

Станем как богатыри                                           (силовое упражнение «силач»)

Воспитатель: В старину славяне верили во множество разных богов-идолов, которым они поклонялись на берегу реки Днепр, у них не было веры в единого бога.

Поэтому часто случалось так, что славяне воевали даже между собой.

И князь Владимир Красное Солнышко верил в разных богов-идолов, поэтому душа его была чёрная, много зла творил он на земле, даже брата родного убил. И стало ему страшно, не находил он покоя. Владимир Красное Солнышко решил, что славянам, чтобы быть дружными, надо верить в одного бога. И тогда послал он послов по разным странам, чтобы они ознакомились  с верами  разных народов. Много стран посетили послы, со многими верами  познакомились. Вернулись они к Владимиру и поведали, что лучше всех православное богослужение в храме Святой Софии в городе Константинополе (сейчас г. Стамбул). (Звучит церковное песнопение.

Вскоре с князем произошло чудо — несчастье: он ослеп, но, когда покрестился, прозрел и воскликнул: «Теперь узнал я бога истинного!» Его дружинники, поражённые таким чудом, тоже крестились. Вскоре крестился весь народ в водах реки Днепр. Это способствовало расцвету Руси и просвещению народа.

Статуи идолов были разрушены, а на их месте построены прекрасные храмы.

Ребята, с князем Владимиром произошло чудо, и с нами сейчас произойдёт маленькое чудо. Вы хотите стать добрее? (Да.)

Воспитатель: Поиграем в игру «Стеклянный шар дружбы». (Дети встают в круг и передают друг другу стеклянный шар Дружбы, говоря пословицы о дружбе                                                                                                   и добре):

1) Доброму бог помогает.

2) За добро добром платят.

3) Вместе скучно, а врозь – хоть брось!                                                                                        4) От тёплого слова и лёд тает.

5) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

6) Злая мысль самому навредит.

7) Злоба лишает человека силы.

Воспитатель: Князь Владимир стал заботиться об укреплении границ своего государства. Он построил много крепостей, сигнальных башен, и враги уже не могли разорять и грабить наши города и сёла. На охрану границ он часто посылал самых сильных богатырей: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. Простой народ понял и оценил заботу князя Владимира и назвал его за это Красным Солнышком.

И мы с вами нарисуем  красное солнышко с золотыми лучиками из шерстяных ниток на бархатной бумаге. (Технике «ниткопись».)

Дети выполняют работу под музыку Т. Хренникова к кинофильму «Руслан и Людмила».

 

Источники:

Интернетресурсы

Энциклопедия «Аванта-плюс.

История Древней Руси». Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

 

 

 

Мордасова Ольга Владимировна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Машенька»

 

«Князь Владимир-Красное солнышко»

(Конспект занятия для детей 6 — 7 лет)

 

Задачи: познакомить детей с житием Св. князя Владимира, закрепить знание понятий «добро» и «зло».

Оборудование: икона с ликом Святого, репродукция картины «Крещение Руси», солнце с лучиками из бумаги, запись «Колокольный звон», мультфильм «Василиса Микулишна», фломастеры, альбомные листы.

Ход занятия:

Воспитатель: (показывает икону) Дети, вы знаете, кто изображён на иконе? Правильно, это Святой равноапостольный князь Владимир, который вошёл в историю нашей страны под ласковым именем «Красное солнышко». Как вы думаете, почему? Правильно! Он был  добрым, любил свой народ и заботился о бедных. Но не всегда было так… Помните, мы с вами смотрели мультфильм «Василиса Микулишна»? Каким мы увидели его? Да, злым и жестоким язычником (язычники поклонялись идолам, потому что не знали истинного Бога).

(Дети просматривают фрагмент мультфильма).

Воспитатель: Душа князя Владимира чернела с каждым днём  и не находила покоя. Он всё чаще стал вспоминать своё детство и свою бабушку княгиню Ольгу, которая была православной и учила маленького Владимира добру.

(Дети рассматривают икону Святой Равноапостольной княгини Ольги).

Воспитатель: И тогда призвал князь к себе 10 богатырей «добрых и смышлённых», чтобы они нашли самую лучшую веру. Где только не были и кого только не видели эти странники: мусульман, католиков, греков. Но больше всех их поразило православное богослужение в храме Святой Софии в городе Константинополе (сейчас г.Стамбул)

(Звучит церковное песнопение, дети рассматривают фото Софийского Собора).

Воспитатель: Вскоре с князем произошло чудо: он внезапно ослеп, но крестившись в православную веру прозрел и телесно, и душевно. В духовном восторге князь Владимир воскликнул: «Теперь я узрел Бога истинного!» Многие его дружинники, поражённые этим чудом, тоже крестились.

(Под колокольный звон проходит физкультминутка).

Дети:

Звон по Руси раскатился! (руки вверх, влево, вправо)

Князь Владимир крестился! (руки на грудь)

Князь Владимир-Красно Солнышко! (подпереть щёчки ладошками)

Красно Солнышко-Колоколнышко! (покачивание головой)

Воспитатель: Князь Владимир определил и назначил день всенародного Крещения, которое состоялось 1 августа 988 года в водах реки Днепр.

(Дети рассматривают картину «Крещение Руси в водах Днепра»).

Это великое событие послужило расцвету Руси и просвещению народа. Статуи идолов были разрушены, а на их месте выросли прекрасные  храмы.

(Демонстрация слайдов «Храмы России»)

Сам князь Владимир внутренне преобразился, стал другим человеком:

(На магнитной доске к солнцу прибавляем лучики со словами «вера», «добро», «смирение», «терпение», «милосердие»)

-он поверил в Бога, и душу его озарила истинная вера;

-в сердце его зажглась любовь к ближним;

-вместо злых дел он стал творить добро;

-его гордый нрав обрёл смирение;

-нетерпение и вспыльчивость заменило терпение;

-а его жестокосердие превратилось в милосердие.

Воспитатель: Все эти добрые качества принесли князю Владимиру всенародную любовь и ласковое прозвище «Красное солнышко». Давайте нарисуем солнышко!

(Дети рисуют на альбомных листах фломастерами или восковыми мелками)

Воспитатель: Своей жизнью и добрыми делами князь Владимир угодил Господу Богу и сейчас находится вместе с ним в райских селениях. Мы тоже можем быть вместе с Богом. Для этого надо не так уж много: отвратиться от зла и творить добро. Будьте солнышками!

(Дети показывают друг другу свои солнышки).

 

Мордасова Ольга Владимировна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Машенька»

 

«Детские игрушки времён князя Владимира»

(Методические рекомендации для воспитателей

 для подготовки и проведения занятий, знакомящих детей с эпохой князя Владимира, бытом и досугом детей того времени)

 

Краткая справка о князе Владимире

 

Князь Владимир I Святославич — внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила  князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей.

 

Игрушки детей в Древней Руси времен правления князя Владимир
Чем играли дети во времена князя Владимира?
Детские игрушки. Это достаточно частая находка в культурном слое древнерусских городов, реже — в погребениях. Ассортимент их многообразен, он связан с реальной жизнью, окружавшей детей. Делали игрушки из разнообразных материалов: дерева, древесной коры, кожи, кости, глины. Их классификацию удобнее всего провести с учетом материала, из которого их мастерили.
Большая часть игрушек — самоделки, они изготовлены родителями детей или самими детьми, и только отдельные игрушки — продукция ремесленного производства.
Для игрушек из дерева использовали многие породы деревьев, как лиственных, так и хвойных. Из дерева на Руси в домонгольское время делали игрушечные мечи, кинжалы, ножи, копья, луки со стрелами, кубари, волчки, шары, различные виды кукол, лошадки, различные фигурки зверей и птиц, лошадки-скакалки, чижики, биты для лапты, кнуты. Из дерева, а чаще из коры изготовляли игрушки-лодки. Из дерева мастерили и более крупные изделия — санки, лыжи.

Мечи. Среди различных видов наступательного оружия на Руси в домонгольское время наиболее грозным был меч — символ воинской доблести, а отчасти и власти. Меч — дорогой вид оружия, его обладателями были преимущественно профессиональные воины-дружинники. (Русский меч в письменных источниках часто противопоставляется сабле кочевника и топору простолюдина). На мече клялись и принимали присягу, дорогие мячи передавались наследникам, а в отсутствие таковых их клали в могилу вместе с владельцами. Вот почему деревянные игрушечные мечи часто находят в культурном слое древнерусских городов. Удалось установить, что навершия игрушечных мечей по форме сходны с навершиями настоящих мечей, а потому игрушки часто датируются формой наверший по аналогии с настоящими мечами.

Большая серия деревянных игрушечных мечей, изготовленных обычно из сосны, была найдена в культурном слое Староладожского городища. Наиболее ранние из них имеют навершия в виде низкого треугольника и относятся к IХ-ХI вв.

Лошадки. При раскопках древнерусских городов встречаются и игрушки-лошадки, вырезанные из дерева. Они нескольких типов. Одни имеют вид палки, ее отогнутый верхний конец оформлен в виде головы коня, во рту которого — отверстие для поводьев. Сходство навершия палки у таких игрушек с головой коня иногда весьма отдаленное. Более десятка таких палок-лошадок, на которых скакали верхом, были найдены в Новгороде, в слоях ХI-ХIII вв.

Довольно часто при раскопках встречаются и обычные игрушки-коники разного размера и вида. Обычны профильные изображения лошадок. Много их было найдено при раскопках в Новгороде. Часть этих фигурок изображает оседланных лошадей. Очень выразительна найденная в Новгороде, в слое XI в., фигурка лошадки, выполненная в манере плоской резьбы на доске.

Куклы. Довольно широко известны и деревянные куклы. В Новгороде в разных горизонтах культурного слоя найдено несколько десятков плоских и выполненных в объемной резьбе кукол размером 10-25 см. А.В. Арциховский отметил, что особенными художественными достоинствами они не отличались. Часть этих кукол имеет только деревянную основу фигуры, которую пеленали или одевали в зависимости от вкуса и возраста ребенка.
Кроме кукол, из дерева вырезали фигурки животных и птиц. Большая серия их происходит из Новгорода.

Кубари. Неоднократно в новгородских слоях Х-ХIV вв. и в других городах находили волчков-кубарей. Они имеют вид цилиндра с закругленным низом и небольшим углублением наверху. При помощи шнура кубарь вращали, поддерживая кнутиком. В Новгороде это была одна из излюбленных игрушек.

При раскопках встречаются и обычные деревянные волчки. Они, как правило, состоят из плоского диска диаметром 7-8 см, в центральное отверстие которого вставлялась заостренная книзу ось.

Шары. В слоях домонгольского времени во многих древнерусских городах были найдены деревянные шары. По предположению Б.А. Колчина, часть из них предназначалась для игры в шар-мазло, во время которой шары загоняли в лунку примитивными клюшками. Большая часть найденных шаров вырезана вручную.

Санки. К детским игрушкам относятся и санки-салазки, детали которых найдены как в Новгороде, так и в Старой Ладоге. Их длина около 70 см. Полоз санок состоял из двух копыл, связанных поперечными отростками.

Хлопушки. В домонгольское время на Руси широко были распространены хлопушки. Они состояли из деревянной трубки длиной до 20 см и поршня-стержня с ручкой.

Свирели. В Новгороде же найдены и деревянные свирели-прямые флейты, которые, по-видимому, служили детскими игрушками. Это трубки со скошенным краем и щелевидным на нем отверстием.

Кубики. Видимо, к детским деревянным игрушкам относятся и кубики, найденные при раскопках в Старой Ладоге и Новгороде в слоях Х-ХI вв. Длина их граней 3,5 см.

Вертушки. Наконец, из дерева мастерили игрушки-вертушки.. У части из них в центре — отверстия, они крутились от ветра. У других в центральное отверстие вставлялся деревянный стержень. При раскручивании его между ладонями игрушка поднималась в воздух.

Из дерева изготовляли также биты для игры в лапту, чижики и другие игрушки,.

Жужжалки. Плюсневые кости овцы и козы использовались как игрушки — «жужжалки». В середине костей просверливали два отверстия, через которые пропускались ремешки. С их помощью игрушку вращали, при этом кость начинала жужжать.

Свистульки. Из трубчатых костей животных и птиц делали разного рода свистульки. Часть их с ладами, более крупные имеют вид настоящих флейт.

Мячи. Кожу использовали для изготовления лишь одной категории детских игрушек — мячей. Мячи обычно сшивали из трех кусков кожи — двух донцев и боковины; по швам делали подкладки из тонких кусков кожи, нередко швы обшивали бронзовой или серебряной проволокой. При изготовлении мячей применялся выворотный шов. Мячи набивали мохом, шерстью.

Писанки, погремушки. Керамические поделки в форме яйца с гремящим камешком внутри — частая находка в городах и курганах Руси. На территории Древней Руси найдено более 70 писанок.     XI век был временем максимального распространения писанок.

Птички-свистульки и птички-погремушки. Сравнительно редко в слоях домонгольского времени находят такой вид глиняной игрушки, как птички-свистульки.. Очевидно, птички-свистульки на Руси появились довольно рано, еще в домонгольское время.

Посуда. Основную массу глиняных игрушек составляют большие серии игрушечной посуды, которую постоянно находят при раскопках древнерусских поселений домонгольского времени. Это разных типов горшки, кувшинчики, сковородки, даже миниатюрные глиняные светильники. Часть этой посуды изготовлена вручную, но основные серии составляют сосудики, изготовленные гончарами. Игрушечную посуду делали как из обычной горшечной глины, так и из светложгущейся.
Таблица 1. Деревянные игрушки XI—XIII вв. (составлена Р.Л. Розенфелъдтом)
1 — игрушечный меч. Старая Ладога; 2 — игрушечный меч. Псков; 3 -игрушечный меч. Новгород; 4 — деревянный шар. Старая Русса; 5 -вертушка. Новгород: 6 — деревянный меч. Новгород; 7 — деревянный меч. Новгород; 8 — игрушка-коник. Старая Ладога; 9 — игрушка-коник. Новгород; 10 — стрела. Новгород; 11 — кинжал. Старая Русса; 12 — копье. Старая Ладога; 13 — стрела. Старая Русса; 14 — стрела. Старая Русса; 15-лук. Новгород; 16 — лук. Новгород; 17-стрела. Новгород; 18-стрела. Новгород; 19 — кубарь, Новгород; 20 — кубарь. Новгород; 21 -коник. Новгород; 22 — коник. Новгород; 23 — нож с рукоятью. Старая Русса; 24 -нож с рукоятью. Новгород; 25-28- куклы. Новгород; 29,31 — коники. Новгоро

 

 

Савельева Оксана Николаевна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Колосок»

 

«Князь Владимир Красное Солнышко – креститель Руси»

(Тематический досуг для детей 6- 7 лет)

Программное содержание:

Цель:  дать детям представления о Крещении, о приходе Христианства на Руси, о роли князя Владимира – Красно Солнышко.

Задачи:

  • содействовать формированию чувства патриотизма;
  • уважения к истории России, её прошлому;
  • поддерживать интерес и чувство гордости за тех людей (наших предков), защищавших рубежи Отечества (богатыри);
  • способствовать расширению знаний и  представлений о значимости Крещения, о великих людях прославивших Россию и причисленных к лику святых.

 

         Ход мероприятия:

 (Дети заходят в группу под народную песню «Ой, ниточка тоненькая»).

Воспитатель:

Здравствуйте, ребятушки –

Хлопчики да девчатушки!

Совершим сегодня путешествие!

Ох, нескучным будет наше шествие.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Воспитатель: Давным-давно, когда книг еще не было, а история передавалась от отца к сыну, от отца к его детям, поселились наши предки-славяне вдоль могучей реки Дунай. Привольно жилось им: земля плодородная, края теплые. В те далекие времена и стали строиться города, появились князья, а при них дружина, т. е. войско.

Воспитатель: Ребята, скажите, а в какой стране мы живём? (В России.)

Правильно, ребята.

А как она называлась в давние времена? (Русь.)

Воспитатель: Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие места занимали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне: светловолосые, голубоглазые, высокого роста, мускулистые. Они были храбрыми воинами. А в те далекие годы война – обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов. Много времени славяне проводили в сражениях. Сейчас мы сделаем разминку для богатырей.

Физкультминутка

Богатырь, он вот каков: (Показывают «силача»)

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял,      (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал.

Подрастаем мы, смотри,   (Дети из положения сидя, медленно поднимаются)

Станем, как богатыри.

         Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у нас на Руси много лет тому назад был такой Князь, которого звали Владимир – Красно Солнышко?  Это был один из сыновей великого князя – воина Святослава, внуком святой Княгини Ольги. Он был смелым и воинственным князем, огнем и мечом покорял своих соседей и без сожаления убивал противников.

Воспитатель: Однажды князь отправил послов в разные страны, чтобы более основательно познакомиться с существовавшими религиями. Они вернулись и поведали, что нигде не встречали такого величественного богослужения, как у  православных, в Греции. «Стоя в их храме, — рассказывали послы, — мы не знали, где находимся — на земле или на Небе». Для принятия веры нужно пройти обряд крещения.

Воспитатель: Кто знает, что такое крещение? (ответы детей)

Крещение Руси –  одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно смогло положить конец языческой и идолопоклоннической вере, тогда царившей на всей территории нашей страны. Одним из первых на Руси крестился сам Князь Владимир, чтобы показать пример своему народу. Ведь тогда все вокруг древние племена русичей, древлян  не знали  о том, что, что всю природу создал Господь, и, что  он имеет над нею власть. «И утром вышел Владимир со священниками на Днепр. И собралось людей без числа: вошли в воду и стояли, одни по шею, другие по грудь, дети же у берега, другие же держали детей; уже крестившиеся ходили около них, а священники, стоя, творили молитвы. И надо было видеть радость на небесах и на земле о спасении стольких душ». Так описывает летопись это великое событие.

Воспитатель: Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с греческими священниками на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев. Чтобы стать христианином, нужно было принять крещение – войти в воду, «смыть с себя старую веру» и очиститься. Затем священник (человек, который служит Богу) произносил молитву, брал в руки крест и крестил им тех, кто вошел в воду. А потом и сам человек накладывал на себя крест рукой: от лба до пояса, от правого плеча к левому плечу. Ведь крест является символом христиан. Таков обряд крещения.

Воспитатель: С того времени сияет свет православия на всей славянской земле, а князя Владимира величают Владимиром – Крестителем. Став христианином и крестив русских, князь Владимир до конца своих дней заботился о духовном воспитании своего народа и сам был примером благочестивой жизни.

Воспитатель: Многие из вас тоже православные крещеные  и имеют отличительный знак от тех, кто не проходил этого обряда. А кто мне скажет, что это за знак? (Крестик.)

Как вы думаете, что он означает? (Оберегает от зла, беды, плохих людей.)

Да, это нательный крестик, который надевается священником при крещении, тогда же каждый из православных получает имя святого, который всегда помогает человеку в самых неожиданных и трудных ситуациях.

После крещения Князь Владимир стал совсем другим человеком, он по Божьем заповедям возлюбил всех своих подданных, старался, кому можно чем-то помочь…кому едой, кому лечением, а кому и учением. За его доброту и милостивость, стремление облегчить тяжелые тяготы своего народа, народ прозвал его «Красным солнышком»

Князь Владимир не хотел больше воевать, ему стало тяжело даже казнить смертью даже разбойников и преступников. На княжеском дворе он стал устраивать угощения для всего народа, а больным велел развозить по домам хлеб, мясо, мед. Он очень хотел, чтобы на Руси не было больше нищих и голодных.

Сотворив прекрасный мир, Бог повелел человеку оберегать его. Люди, жившие на Святой Руси, любили и оберегали свою Родину. Среди них были князья, воины, простые крестьяне и ремесленники. Их называли – защитниками Отечества.

А может вы ребята, подскажите мне имена тех, кто помогал Князю Владимиру Красно Солнышко охранять родную землю? Ведь вы  имена этих богатырей прекрасно знаете. (Святогор, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

Воспитатель: В старину на Руси существовала народная забава – перетягивание каната.

Выходи частной народец, покажи удаль молодецкую.

Проводится игра-забава «Перетягивание каната» (Звучит народная песня «Богатырская наша силушка»).   

         Воспитатель: Многое изменилось с тех пор: на Руси стали строиться храмы, монастыри, стала развиваться письменность и грамотность, живопись и зодчество. Лучшие художники пишут иконы с ликами святых предков наших.

Русь православная славится необыкновенно красивыми храмами.

Ребята, можете ли вы назвать главный храм России? (Храм Христа Спасителя.)

         Воспитатель: Правильно. Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.

В нашем городе, Тамбове, тоже есть храмы. В Храмах люди молятся, просят прощения у Господа за свои проступки, чтобы быть честнее, добрее, милосерднее.

Теперь, вы знаете, кто такой, Владимир-Креститель. За его доброту народ прозвал его «Владимир — Красно Солнышко» и складывал про него былины. Владимир был причислен к лику святых.

28 июля Православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира.

Вот и подошло к завершению наше сегодняшнее путешествие, но наша Родина велика и история ее такая интересная, что мы непременно еще, ни один раз встретимся, чтобы поговорить о прошлом и настоящем нашего Отечества. Помните всегда самое главное правило в жизни: не делать зла и творить добро. Будьте солнышками!

 

 

 

Сахарова Елена Глебовна, 

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Машенька»

 

«Владимир — креститель Руси»

(Конспект занятия для детей 6 -7 лет)

 

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: познакомить детей с православный праздником Крещения, с князем Владимиром — крестителем Руси.

Программные задачи:

  • Прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.
  • Развивать внимание, восприятие, память, мышление.
  • Формировать у детей общее представление о народной культуре.
  • Воспитывать интерес к событиям культурно-исторического календаря.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Воспитатель. Давным-давно, когда книг еще не было, а история передавалась от отца к сыну, от отца к его детям, поселились наши предки-славяне вдоль могучей реки Дунай. Привольно жилось им: земля плодородная, края теплые. В те далекие времена и стали строиться города, появились князья, а при них дружина, т. е. войско.

Столицей Древней Руси стал город Киев, а правителем – князь Владимир. В те далекие времена Русь была раздроблена на множество мелких княжеств, люди преклонялись разным богам, во главе каждого княжества стоял свой князь. Время от времени между князьями возникали распри, они враждовали между собой, пытаясь захватить земли друг друга.

Крепко призадумался князь Владимир, как объединить русские земли, чтобы у всего народа была одна вера, чтобы жить дружно, да ладно.

Решил князь Владимир пригласить послов со всех земель, чтобы они поведали о своей вере, и выбрать какая для Руси милее будет.

Пришли к Владимиру послы того народа, что покланялись пророку Мухаммеду. Веру свою они мусульманством зовут.

Затем пришли те, кого на Руси называли немцами, католиками. И их выслушал Владимир.

Последними пришел к князю мудрец греческий, который рассказал о христианской православной вере. Больше всех понравилась эта вера, потому, что она была самой доброй. А пошла та вера от Иисуса Христа, который за свою недолгую жизнь сделал много добрых дел: исцелял больных, воскрешал мертвых, слепым зрение давал, голодных насыщал. Христианское учение говорит о любви, о едином Боге, создавшем мир и человека. Бог любит людей, как Своих детей, и требует от них любить друг друга, помогать, заботиться, а не мстить! Это — понятно славянам. Христианская вера требует любить не только ближних, но и врагов! Нужно жить в мире друг с другом и со всеми!

И решил принять князь Владимир христианскую веру, для этого он принял обряд крещения в древнем городе Корсуни, что располагался около нынешнего Севастополя.

Во время крещения князь Владимир стал лучше видеть, боль в глазах, мучавшая его прошла. Приняли обряд крещения и все спутники князя: дружина, бояре и купцы. А когда вернулись в Киев, повелел князь всем жителям креститься в Днепре.

С того времени сияет свет православия на всей славянской земле, а князя Владимира величают Владимиром – Крестителем. Став христианином и крестив русских, князь Владимир до конца своих дней заботился о духовном воспитании своего народа и сам был примером благочестивой жизни. Вот почему его равно апостольские труды увенчались таким успехом, и его эпоха является самой светлой страницей в жизни русского народа.

Многое изменилось с тех пор на Руси стали строиться храмы, монастыри, стала развиваться письменность и грамотность, живопись и зодчество.

Лучшие художники пишут иконы с ликами святых предков наших.

Русь православная славится необыкновенно красивыми храмами.

Ребята, можете ли вы назвать главный храм России?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, это храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.

В нашем городе Тамбове и области  тоже есть храмы.

В Храмах люди молятся, просят прощения у Господа за свои проступки, чтобы быть честнее, добрее, милосерднее.

В Храмах все люди, от мала, до велика, принимают крещение и становятся православными христианами. Вот и вас многих крестили в одном из таких Храмов.

Я знаю, что у вас почти у всех есть нательный крестик. Как вы думаете, что он означает?

Ответы детей. (от зла, беды, плохих людей.)

Воспитатель. Может кто-то помнит, как его крестили?

Ответы детей.

Воспитатель. Наша беседа подошла к концу. Теперь, ребята, вы знаете, кто такой, Владимир-Креститель, за его доброту народ прозвал его «Владимиром-Красное Солнышко» и складывал про него былины. Владимир был причислен к лику святых.

28 июля Православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира.

Чтят память о князе Владимире во все мире – во многих городах ему воэдвигнуты памятники.

 

 

 

Чуксина  Ирина  Владимировна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Машенька»

 «Князь  Владимир»

(Беседа для детей старшего дошкольного возраста)                        

Цель: формировать чувство патриотизма и уважение к прошлому своей Родины,  познакомить  с  личностью   князь  Владимир – креститель Руси.

Программные задачи:

  • Прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.
  • Развивать внимание, восприятие, память, мышление.
  • Формировать у детей общее представление о народной культуре, формировать представление о значимости Крещения, принятия православия.

Ход   беседы:

Вопросы:

— Как называется страна, где мы  живем?

— Почему мы говорим наша Родина?

Правильно, «Наше Отечество, наша Родина — Матушка Россия.

Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, говорим родным нам языком и все в ней для нас родное; Матерью — потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, как мать защищает и бережет от всяких врагов. Велика и могуча наша Родина – Россия.

Педагог:

О, мать моя, Россия…

Александр Черный

О, мать моя, Россия, Русь,
Незыблем трон твой златоглавый,
Люблю тебя, тобой горжусь,
Многострадальной и державной.

Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я.

И с нею останусь навеки, клянусь!

У каждого государства есть своя история, которая раньше записывалась на берестяных свитках и грамотах, глиняных дощечках, папирусных листах. Так вот такая история есть и у нашей России, и называется она – летопись, записана история нашего народа с самых древних времен на берестяных свитках.

Я предлагаю вам окунуться в историю прошлого нашей России.

Сегодня мы с вами переместимся во времени на много веков назад и мысленно побываем там, где жили и трудились очень смелые и достойные люди.

Давным-давно, когда книг еще не было, а история передавалась от отца к сыну, от отца к его детям, поселились наши предки-славяне вдоль могучей реки Дунай. Привольно жилось им: земля плодородная, края теплые. В те далекие времена и стали строиться города, появились князья, а при них дружина, т. е. войско. В далёкие времена наше государство Россия называлось Древней Русью. Людей называли славянами.

Столицей Древней Руси стал город Киев, а правителем – князь Владимир. В те далекие времена Русь была раздроблена на множество мелких княжеств, люди преклонялись разным богам, во главе каждого княжества стоял свой князь. Время от времени между князьями возникали распри, они враждовали между собой, пытаясь  захватить земли друг друга.

Крепко призадумался князь Владимир, как объединить русские земли, чтобы у всего народа была одна вера, чтобы жить дружно, да ладно.

Решил  князь  Владимир пригласить  послов со всех земель, чтобы они поведали о своей вере, и выбрать какая для Руси милее будет.

По летописному преданию, в 986 г. к Владимиру пришли посольства из разных народов и стали склонять его принять их веру: волжские булгары – ислам, послы папы римского – западное (латинское) христианство, евреи – иудаизм. Расспросив послов об обычаях разных вер, Владимир отказался от них

Последними пришел к князю мудрец греческий, который рассказал о христианской православной вере. Больше всех понравилась эта вера, потому, что она была самой доброй. А пошла та вера от Иисуса Христа, который за свою недолгую жизнь сделал много добрых дел: исцелял больных, воскрешал мертвых, слепым зрение давал, голодных насыщал. Христианское учение говорит о любви, о едином Боге, создавшем мир и человека.

Однажды Князь Владимир совершил поход на город Херсонес (ныне Крым). Именно здесь с князем произошло чудо: он внезапно ослеп. По совету он немедленно крестился, в надежде исцеления. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога истинного! ». Это чудо совершилось в день Святой Пасхи, 8 апреля 988 года. Многие его дружинники, потрясённые этим чудом, тоже крестились. И принял  князь Владимир христианскую веру.

С того времени сияет свет православия на всей славянской земле, а князя Владимира величают Владимиром – Крестителем. Став христианином и крестив русских, князь Владимир до конца своих дней заботился о духовном воспитании своего народа и сам был примером благочестивой жизни. Вот почему его равно апостольские труды увенчались таким успехом, и его эпоха является самой светлой страницей в жизни русского народа.

Вскоре Владимир предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились. Вслед за ними крестились многие бояре. Наконец Владимир повелел всем жителям Киева придти в назначенный день на реку Днепр, и там, в присутствии князя, было совершено духовенством таинство крещения. Князь Владимир в радости и восторге, устремив свой взор на небо, молился Богу, чтобы Господь, сотворивший небо и землю, благословил народ русский, дав ему познать Его, истинного Бога, и утвердил в нем веру правую.

Приняв христианство, Владимир во всем переменился. Из грубого и жестокого язычника, он стал благочестивым и милосердным христианином. Он повелел всем бедным людям приходить к нему на княжеский двор и получать там все нужное: пищу, одежду и даже деньги. Он очень хотел, чтобы на Руси не было больше нищих и голодных.

Кроме того, нагружались подводы хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом, квасом и посылались по городам и селам, для всех больных и нищих, которые сами не могли ходить. Мономах стал великим князем. Строго наказывая тех, кто нарушал законы или наносил вред государству. Он запретил отдавать в рабство за долги свободных людей. В народе любили и почитали великого князя Мономаха. Никакие князья, боясь гнева Мономаха, уже не ссорились между собой. Слава Владимира Мономаха разнеслась далеко: и на Запад, и на Восток.

Народ полюбил своего великого князя и прозвал его «Красным Солнышком» и, как к солнцу, тянулся к нему и вместе с ним шел к Богу. Это событие и вошло в историю как Крещение Руси в 988 году – принятие новой религии. Христианская же церковь за заслуги в принятии этой религии населением Киевской Руси величает его Владимиром Святым. Христиане верили, что на землю приходил спаситель всех людей.

Стихотворение «Крещение Руси»

Много лет тому назад

Князь Владимир Русь крестил.

Повелел, чтоб стар и млад

Веру старую забыл.

Сверг он идолов навеки,

Предал пламени костров.

В сизой дымке плыли реки,

Унося грехи отцов.

И язычество отныне

Стало тихо умирать.

Заросло, как луг полынью

И корней не отыскать.

Крепла сила христианства,

Все деревни, города

И столица государства

Веру приняли тогда.

Повелел князь церкви ставить

В каждом уголке страны,

Чтоб могли в них Бога славить

Киевской Руси сыны.

С той поры века минули

Князя помнит наш народ.

Беды в прошлом утонули,

Православие живёт.

Многое изменилось с тех пор на Руси стали строиться храмы, монастыри, стала развиваться письменность и грамотность, живопись и зодчество.

Русь православная славится необыкновенно красивыми храмами.

Ребята, можете ли вы назвать главный храм России?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, это храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.

В Храмах люди молятся, просят прощения у Господа за свои проступки, чтобы быть честнее, добрее, милосерднее.

В Храмах все люди, от мала, до велика, принимают крещение и становятся православными христианами. Вот и вас многих крестили в одном из таких Храмов.

Я знаю, что у вас почти у всех есть нательный крестик. Как вы думаете, что он означает?

Ответы детей. (От зла, беды, плохих людей.)

Воспитатель. Наша  беседа подошла к концу. Теперь, ребята, вы знаете, кто такой, Владимир-Креститель, за его доброту народ прозвал его «Владимиром-Красное Солнышко» и складывал про него былины. Владимир был причислен к лику святых.

28 июля Православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира.

 

 

 

Чурюкина Надежда Юрьевна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Колосок»

 

«Князь Владимир и крещение Руси»

(Конспект занятия для детей 6- 7 лет)

 

Программное содержание:

  • формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины;
  • формировать представление о значимости крещения, принятия православия;
  • воспитывать чувство любви к Родине;
  • развивать у детей интерес к истории своего народа;
  • развивать внимание, восприятие, память, мышление;
  • воспитывать уважение к своей вере через рассказ о ее становлении.

 

Материал к занятию:

Демонстрационный:  презентация.

Предварительная работа: беседа, чтение сказок, былин, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наша Родина? (Наша Родина — Россия.)

Ребята, вы знаете, как раньше называли нашу страну? (Русь.)
Как называли людей, которые жили на Руси? ( Русичи.)
Ребята, откуда мы можем узнать о том, как жили на Руси прежде?

(Об этом могут рассказать взрослые, можно прочитать в книгах, увидеть на старых фотографиях, картинах художников, познакомиться со старинными предметами в музее,  посмотреть мультфильмы, кино.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все правильно сказали.

2.Основная часть:

Воспитатель: У каждого народа и государства есть своя летопись, предания, литературные произведения, рассказывающие о прошлом государства, народа. Есть они и у нашей Родины – России. Сегодня мы с вами перенесемся на много веков назад.

Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси, которое произошло усилиями, которые предпринял князь Владимир. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России.

Воспитатель: До князя Владимира на Руси многие люди не знали о том, что всю природу создал Господь и, что Он имеет над нею власть. Поэтому они боялись многого из того, что видели вокруг: молнии, грома, солнца, других явлений природы и поклонялись им, как Богам. Для того что бы молится своим богам и просить у них помощи люди делали из дерева или камня  статуи идолов и поклонялись им. Это поклонение называется язычеством. А людей, которые так делали, называют язычниками.

В то далекое время правителем русской земли был князь Владимир.

Он тоже был язычником и поклонялся богу солнца Перуну. Люди верили  в разных богов  и  каждый считал, что его бог самый сильный и это создавало вражду между славянами. Князь Владимир очень переживал, что между людьми такая вражда. Он всё чаще стал вспоминать своё детство и свою бабушку княгиню Ольгу, которая была христианкой  и учила Владимира добру. Тогда Владимир решил сам принять православную веру и  отправился по Днепру, со своей дружиной, в византийский город Херсонес.

Ребята, поможем князю Владимиру  добраться до города Херсонес. Дидактическая игра  «Помоги отыскать дорогу» (лабиринт). Цель: развивать   сообразительность,   самостоятельность   мышления, координацию  движений. (см. Приложение №1)

После крещения Владимир стал совсем другим человеком, таким добрым и милостивым, что народ прозвал его «Красным солнышком».  Он не хотел больше воевать, ему стало тяжело казнить  даже разбойников и преступников. На княжеском дворе он стал устраивать угощения для всего народа, а больным велел развозить по домам хлеб, мясо и мед.

Физкультминутка (под колокольный звон)

Звон по Руси раскатился!               (руки вверх, влево, вправо)

Князь Владимир крестился!           (руки на грудь)

Князь Владимир — Красно Солнышко! (подпереть щёки ладошками)

Красно Солнышко — Колоколнышко!     (покачивание головой)

Воспитатель: Владимир  хотел, чтобы на Руси не было больше нищих и голодных. И решил князь объединить все славянские племена, чтобы они стали составлять одно целое — русское государство и называться русскими, и провозгласил христианство государственной религией. Владимир — повелел окрестить русичей в Днепре — все окрестились и стали христианами.

Христианство учило людей доброте, честности, кротости, терпению, справедливости, уважению, взаимопомощи и поддержке бедных и обездоленных.

Воспитатель: Много прошло времени, но не забыл народ князя Владимира. У него было много имен — Владимир Святой, Владимир Великий. А так же Владимир Креститель. Как вы думаете, почему его так называли? (Потому что он первый из русских князей крестился и ввел христианскую религию на Руси.)

Воспитатель: После этого на русских землях было построено много соборов, храмов и церквей. Ребята, в каких городах  они построены? (Ответы детей.)

Воспитатель: храм  Святого равноапостольного Великого Князя Владимира в Самаре.

         Храм в честь Cвятого равноапостольного великого князя Владимира есть  в  городе Челябинске.

Храм в честь Cвятого равноапостольного князя Владимира в Сочи.

В Санкт-Петербурге – Князь-Владимирский собор (официальное название – собор Святого равноапостольного князя Владимира).

           3.Итог:

Воспитатель:

Князь Владимир Русь крестил,
Храмы всюду возводил.
Православной веры люди
Подвиг его не забудут.

 

С тех пор начал русский народ верить в единого бога, крестить своих маленьких детей. У вас почти у всех есть на шее крестик. А что это обозначает? (Это значит, что мы крещенные.)

 

Ребята о ком и о чем мы сегодня говорили?  (Ответы детей).

 

 

 

Сборник материалов муниципального фестиваля                                         «Князь Владимир – Солнце Руси», посвященного 1000-летию памяти святого равноапостольного князя Владимира/ авт. – сост. С.С. Сковородникова – Тамбов: Муниципальный Центр духовно-нравственного воспитания дошкольных образовательных организаций Тамбовского района, 2015.- 43 с.

 

Муниципальный Центр духовно-нравственного воспитания

дошкольных образовательных организаций Тамбовского района, 2015

Сковородникова С.С., 2015