Педагогическая находка

Организация познавательно-исследовательской деятельности для детей 6-7 лет в развивающей ситуации «Загадки Арктики»

 

Цель: систематизировать знания детей об Арктике, природных явлениях Арктики, особенностях арктических животных (на примере белого медведя)
Задачи:

  • расширять представления об особенностях географического положения Арктики, ее природных условиях и обитателях («Познавательное развитие»);
  • обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь («Речевое развитие»);
  • развивать эмпатию («Социально-коммуникативное развитие»);
  • формировать эстетическое отношение к миру природы («Художественно-эстетическое развитие»);
  • применять здоровьесберегающие технологии: динамические паузы («Физическое развитие»).
  • развивать познавательный интерес, мышление

 

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Оборудование: волшебный ком, глобус, «льдинки» по количеству детей; карта – помощница (методическое пособие — лэпбук); бинокль; материалы для проведения опытов (лупа (микроскоп), ёмкость для воды, «цветной лёд», полоски бумаги, полоски бумаги, смазанные жиром, шерсть медведя).

 

Ход образовательной ситуации

 

Дети входят в зал.

Выкатывается белый медведь.

 

СЛАЙД 1

— Ой, ой … Что это? Куда я попал?
Как много ребят!
А я… Кто я?
В белой шубке, косолапый,
Я по льдам шагаю с папой.
Люблю в снегах резвиться,
Шалунишка – белый… (мишка)

— Меня зовут Умка.
Ребята, как я рад знакомству с вами!
— Детский сад ваш дом? (Да.)
— А где же мой дом? (В Арктике.)
Вы знаете, что такое Арктика? Где она расположена? Сейчас покажу! (Достаёт глобус.)

Дети отвечают. Воспитатель обобщает их ответы.

Арктика — это Северный Ледовитый океан и земли, которые к нему прилегают. Это белоснежное царство холода, снега и льда. Арктика — северная полярная область Земли. В переводе с греческого языка означает «медведица».

Один воспитанник показывает на глобусе, где находится Арктика.
— Что вы знаете о погоде в Арктике?
Дети рассказывают об арктическом климате.
Воспитатель, по необходимости, поправляет и обобщает их ответы.
— Климат в Арктике очень суровый. Зимой температура опускается до -60 °С. Зимой несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается над горизонтом. Такой период называется полярная ночь.
Только луна освещает зимние, снежные просторы. Летом в Арктике наступает полярный день. Солнце светит круглые сутки. Но солнце не поднимается высоко и не греет землю. Поэтому в Арктике холодно в течение всего года, зимой и летом.

СЛАЙД 2

— Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей) Приглашаю вас в путешествие, в Арктику — в царство снега и льда, где мы проведем небольшие исследования. Хотите?
— Да!
— Возьмём в дорогу карту – помощницу (лэпбук).
— Вы готовы к путешествию?
— Тогда занимайте места на льдинке, встаньте лицом к экрану!
— Готовы!
— Да!

СЛАЙД 2

ВИДЕОРОЛИК

— А сейчас произнесём волшебные слова: «Плывём туда, где круглый год  снег и лёд, снег и лёд».
— Мы приближаемся!

СЛАЙД 3

— Здесь так холодно. Кругом царство снега и льда. Как загадочно! Посмотрите на небо. Какое прекрасное зрелище!

СЛАЙД 3

ВИДЕОРОЛИК

— Это северное сияние. А кто знает, что это такое?

Дети рассказывают про северное сияние. Воспитатель, по необходимости, поправляет и обобщает их ответы.

— Северное сияние иногда называют полярным сиянием. Это проявление магнитных сил зем­ли. Магнитные силы задерживают солнечный ветер. Частицы его движутся к полюсам, стал­киваются с частицами воздуха и светятся на небе. Появляются полоски разного цвета: крас­ные, синие, желтые, зеленые.

Воспитатель смотрит в бинокль.

СЛАЙД 4

ВИДЕОРОЛИК

— Разбивая толстый лед,
Он один вперед идет,
А за ним только потом
Корабли идут гуськом.

— Ребята, что это за корабль такой? (Ответы детей)
Ледокол.
На Северный полюс ученые плавают на ледоколах. Это большие корабли, которые раскалывают лед, чтобы проплыть по океану.

Воспитатель смотрит в бинокль.

— Посмотрите, в вечной мерзлоте что-то приближается.

СЛАЙД 5

ВИДЕОРОЛИК

— Что это? (Ответы детей)
— Ребята, вы слышали об айсбергах? (Ответы детей)
— Это огромные горы льда, которые откололись от ледников. Их течением унесло в море. Как вы думаете, что же происходит с этими кусками льда? Они плавают или тонут? (Ответы детей)

Определите, почему айсберг не тонет в воде?

Дошкольники проводят опыт со льдом.

Дети опускают в ёмкость с водой кусочки цветного льда.

— Что происходит?
— Лёд не тонет!
— Почему лёд не тонет?
— Лёд не тонет, потому что он легче воды.
— А айсберг – ледяная гора, поэтому он тоже не тонет.

Физкульминутка

В Арктике мороз и снег.
У меня, то тёплый мех.
А вам холодно стоять!
Неохота замерзать?
Мы скорей снежки скатаем…
По ногам их покатаем:
Снизу-вверх, сверху-вниз!
Руки будем согревать-
По рукам снежок катать!
И по правой покатали!
И по левой! Не устали?
Вверх снежок мы поднимаем!
А потом с ним приседаем!
Тянем руки все – вперёд!
Помни, перед нами лёд!
Чтоб на льду не растянуться,
Нужно вверх нам потянуться!
В воздухе нарисовать всем круг,
Будем прыгать милый друг!
Стоп! Шагать пришла пора!
Выше ноги, детвора!
Не страшны нам холода!
Все согрелись, дети? (Да!)

Воспитатель смотрит в бинокль.

СЛАЙД 6
— Ой, я вижу животных! В Арктике живет очень мало видов животных.  Загадки помогут нам узнать, какие животные живут в Арктике?

Воспитатель загадывает загадку и демонстрирует отгадку (картинку животного). Помещает картинку в карту-помощницу (лэпбук).

Он усатый, но не кот.
Он на севере живет.
И, заботясь о еде
Рыбу ловит он в воде.
(Морж)

Для людей мы как загадки,
Но не злые мы ребятки,
Не сыграем с вами в прятки,
Потому что мы…
(Касатки)

В заснеженной пустыне
Разлегся он на льдине.
Но рыб ловить ему не лень,
Он любит плавать, он….
(Тюлень)

Он на севере живёт.
Снежный наст копытом бьёт,
Из-под снега корм добудет.
Снег поест — вот так он пьёт.
(Северный олень)

Кто похож так на лису?
Но живет он не в лесу.
В шубке белой, нежной
Ходит в тундре снежной.
(Песец)

У него есть брат в лесах,
Сам он плавает во льдах.
Бурый брат, а он весь белый.
Но такой же сильный, смелый.
(Белый медведь)

 

— Молодцы! Все загадки правильно отгадали и назвали животных Арктики.
— Ребята, а вы знаете, почему у медведя нос чёрный? (Ответы детей)

Воспитатель достаёт из карты — помощницы (лэпбука) диск.

СЛАЙД 6

ВИДЕОРОЛИК

— Посмотрим сказку (юкагиарских народов) «Отчего у белого медведя нос чёрный».
— Ребята, это сказка… Научные факты утверждают следующее: под мехом у белых медведей чёрная кожа. Такая же черная, как и кончик носа или ступни.
— Ребята, как белый окрас медведя помогает ему в условиях Арктики? (Ответы детей)
— Белый цвет меха позволяет этим хищникам без особых усилий оставаться незамеченными среди снежных арктических сугробов и охотиться на других животных, добывая себе пищу.

Если посмотреть на шерстинку белого медведя под увеличительным стеклом или микроскопом, то можно увидеть, что она бесцветна. Проверим?

Дошкольники проводят опыт с шерстью медведя.

Вы убедились, что шерсть белого медведя бесцветна? (Ответы детей)

Отражение света создает для человеческого глаза видимость белой окраски. Тёплые лучики солнца поглощаются телом белого для медведя и некоторое время обеспечивать ему сравнительно теплые условия.

Ребята, как вы думаете, почему животные Арктики не покрываются льдом? (Ответы детей)

А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.

Дошкольники проводят опыт

— Опустите в ёмкость с водой обычную полоску бумаги и полоску бумаги, смазанную жиром.
— Что произошло с первой полоской?
— Она намокла.
— Что образовалось на другой полоске?
— На полоске образовались капельки воды.
— Стряхните капельки воды с полоски. Полоска намокла?
— Нет.
— Почему? (Ответы детей)
— Жир отталкивает воду и защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть их не намокает.
— Жир также не пропускает холодный воздух, поэтому животные Арктики не мёрзнут зимой.

Воспитатель смотрит в бинокль.

СЛАЙД 7     

ВИДЕОРОЛИК

Ребята, вдали показался остров Врангеля. Вы слышали об этом острове? (Ответы детей)

Когда человек начал осваивать Арктику, он стал наносить вред природе, особенно животным. Были созданы заповедники. Например, заповедник «Остров Врангеля». Это арктический остров. Он назван в честь российского полярного исследователя Фердинанда Петровича Врангеля.

СЛАЙД 8

Чтобы привлечь внимание общества к вопросам сохранения объектов природного наследия, в нашей стране 2017 год объявлен годом экологии.

А я объявляю об окончании нашего путешествия на Северный полюс. Мы разгадали много загадок Арктики.

—  Нам пора возвращаться. Занимаем свои места.

СЛАЙД 9

— Готовы!
— Да!
— Отплываем!

— Мы вернулись в любимый детский сад.

Воспитатель открывает карту – помощницу.

— Вспомним, что нового мы узнали про Арктику. Поможет нам в этом дидактическая игра «Арктика».

— Ребята, внимательно послушайте правила игры. Сначала все карточки складываются в колоду картинками вниз. В процессе игры ведущий достает по одной карточке из колоды и показывает играющим. Задача игроков – назвать, что изображено на карточке. Ведущим буду я. Начинаем.
— Молодцы!
— Ребята, спасибо вам работу. Была очень рада с вами познакомиться.