Организация познавательно-исследовательской деятельности для детей 6-7 лет в развивающей ситуации «Загадки Арктики»
Цель: систематизировать знания детей об Арктике, природных явлениях Арктики, особенностях арктических животных (на примере белого медведя)
Задачи:
- расширять представления об особенностях географического положения Арктики, ее природных условиях и обитателях («Познавательное развитие»);
- обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь («Речевое развитие»);
- развивать эмпатию («Социально-коммуникативное развитие»);
- формировать эстетическое отношение к миру природы («Художественно-эстетическое развитие»);
- применять здоровьесберегающие технологии: динамические паузы («Физическое развитие»).
- развивать познавательный интерес, мышление
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Оборудование: волшебный ком, глобус, «льдинки» по количеству детей; карта – помощница (методическое пособие — лэпбук); бинокль; материалы для проведения опытов (лупа (микроскоп), ёмкость для воды, «цветной лёд», полоски бумаги, полоски бумаги, смазанные жиром, шерсть медведя).
Ход образовательной ситуации
Дети входят в зал.
Выкатывается белый медведь.
— Ой, ой … Что это? Куда я попал?
Как много ребят!
А я… Кто я?
В белой шубке, косолапый,
Я по льдам шагаю с папой.
Люблю в снегах резвиться,
Шалунишка – белый… (мишка)
— Меня зовут Умка.
Ребята, как я рад знакомству с вами!
— Детский сад ваш дом? (Да.)
— А где же мой дом? (В Арктике.)
Вы знаете, что такое Арктика? Где она расположена? Сейчас покажу! (Достаёт глобус.)
Дети отвечают. Воспитатель обобщает их ответы.
— Арктика — это Северный Ледовитый океан и земли, которые к нему прилегают. Это белоснежное царство холода, снега и льда. Арктика — северная полярная область Земли. В переводе с греческого языка означает «медведица».
Один воспитанник показывает на глобусе, где находится Арктика.
— Что вы знаете о погоде в Арктике?
Дети рассказывают об арктическом климате.
Воспитатель, по необходимости, поправляет и обобщает их ответы.
— Климат в Арктике очень суровый. Зимой температура опускается до -60 °С. Зимой несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается над горизонтом. Такой период называется полярная ночь.
Только луна освещает зимние, снежные просторы. Летом в Арктике наступает полярный день. Солнце светит круглые сутки. Но солнце не поднимается высоко и не греет землю. Поэтому в Арктике холодно в течение всего года, зимой и летом.
— Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей) Приглашаю вас в путешествие, в Арктику — в царство снега и льда, где мы проведем небольшие исследования. Хотите?
— Да!
— Возьмём в дорогу карту – помощницу (лэпбук).
— Вы готовы к путешествию?
— Тогда занимайте места на льдинке, встаньте лицом к экрану!
— Готовы!
— Да!
ВИДЕОРОЛИК
— А сейчас произнесём волшебные слова: «Плывём туда, где круглый год снег и лёд, снег и лёд».
— Мы приближаемся!
— Здесь так холодно. Кругом царство снега и льда. Как загадочно! Посмотрите на небо. Какое прекрасное зрелище!
СЛАЙД 3
ВИДЕОРОЛИК
— Это северное сияние. А кто знает, что это такое?
Дети рассказывают про северное сияние. Воспитатель, по необходимости, поправляет и обобщает их ответы.
— Северное сияние иногда называют полярным сиянием. Это проявление магнитных сил земли. Магнитные силы задерживают солнечный ветер. Частицы его движутся к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся на небе. Появляются полоски разного цвета: красные, синие, желтые, зеленые.
Воспитатель смотрит в бинокль.
ВИДЕОРОЛИК
— Разбивая толстый лед,
Он один вперед идет,
А за ним только потом
Корабли идут гуськом.
— Ребята, что это за корабль такой? (Ответы детей)
Ледокол.
На Северный полюс ученые плавают на ледоколах. Это большие корабли, которые раскалывают лед, чтобы проплыть по океану.
Воспитатель смотрит в бинокль.
— Посмотрите, в вечной мерзлоте что-то приближается.
ВИДЕОРОЛИК
— Что это? (Ответы детей)
— Ребята, вы слышали об айсбергах? (Ответы детей)
— Это огромные горы льда, которые откололись от ледников. Их течением унесло в море. Как вы думаете, что же происходит с этими кусками льда? Они плавают или тонут? (Ответы детей)
Определите, почему айсберг не тонет в воде?
Дошкольники проводят опыт со льдом.
Дети опускают в ёмкость с водой кусочки цветного льда.
— Что происходит?
— Лёд не тонет!
— Почему лёд не тонет?
— Лёд не тонет, потому что он легче воды.
— А айсберг – ледяная гора, поэтому он тоже не тонет.
Физкульминутка
В Арктике мороз и снег.
У меня, то тёплый мех.
А вам холодно стоять!
Неохота замерзать?
Мы скорей снежки скатаем…
По ногам их покатаем:
Снизу-вверх, сверху-вниз!
Руки будем согревать-
По рукам снежок катать!
И по правой покатали!
И по левой! Не устали?
Вверх снежок мы поднимаем!
А потом с ним приседаем!
Тянем руки все – вперёд!
Помни, перед нами лёд!
Чтоб на льду не растянуться,
Нужно вверх нам потянуться!
В воздухе нарисовать всем круг,
Будем прыгать милый друг!
Стоп! Шагать пришла пора!
Выше ноги, детвора!
Не страшны нам холода!
Все согрелись, дети? (Да!)
Воспитатель смотрит в бинокль.
СЛАЙД 6
— Ой, я вижу животных! В Арктике живет очень мало видов животных. Загадки помогут нам узнать, какие животные живут в Арктике?
Воспитатель загадывает загадку и демонстрирует отгадку (картинку животного). Помещает картинку в карту-помощницу (лэпбук).
Он усатый, но не кот.
Он на севере живет.
И, заботясь о еде
Рыбу ловит он в воде.
(Морж)
Для людей мы как загадки,
Но не злые мы ребятки,
Не сыграем с вами в прятки,
Потому что мы…
(Касатки)
В заснеженной пустыне
Разлегся он на льдине.
Но рыб ловить ему не лень,
Он любит плавать, он….
(Тюлень)
Он на севере живёт.
Снежный наст копытом бьёт,
Из-под снега корм добудет.
Снег поест — вот так он пьёт.
(Северный олень)
Кто похож так на лису?
Но живет он не в лесу.
В шубке белой, нежной
Ходит в тундре снежной.
(Песец)
У него есть брат в лесах,
Сам он плавает во льдах.
Бурый брат, а он весь белый.
Но такой же сильный, смелый.
(Белый медведь)
— Молодцы! Все загадки правильно отгадали и назвали животных Арктики.
— Ребята, а вы знаете, почему у медведя нос чёрный? (Ответы детей)
Воспитатель достаёт из карты — помощницы (лэпбука) диск.
СЛАЙД 6
ВИДЕОРОЛИК
— Посмотрим сказку (юкагиарских народов) «Отчего у белого медведя нос чёрный».
— Ребята, это сказка… Научные факты утверждают следующее: под мехом у белых медведей чёрная кожа. Такая же черная, как и кончик носа или ступни.
— Ребята, как белый окрас медведя помогает ему в условиях Арктики? (Ответы детей)
— Белый цвет меха позволяет этим хищникам без особых усилий оставаться незамеченными среди снежных арктических сугробов и охотиться на других животных, добывая себе пищу.
— Если посмотреть на шерстинку белого медведя под увеличительным стеклом или микроскопом, то можно увидеть, что она бесцветна. Проверим?
Дошкольники проводят опыт с шерстью медведя.
— Вы убедились, что шерсть белого медведя бесцветна? (Ответы детей)
— Отражение света создает для человеческого глаза видимость белой окраски. Тёплые лучики солнца поглощаются телом белого для медведя и некоторое время обеспечивать ему сравнительно теплые условия.
— Ребята, как вы думаете, почему животные Арктики не покрываются льдом? (Ответы детей)
— А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.
Дошкольники проводят опыт
— Опустите в ёмкость с водой обычную полоску бумаги и полоску бумаги, смазанную жиром.
— Что произошло с первой полоской?
— Она намокла.
— Что образовалось на другой полоске?
— На полоске образовались капельки воды.
— Стряхните капельки воды с полоски. Полоска намокла?
— Нет.
— Почему? (Ответы детей)
— Жир отталкивает воду и защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть их не намокает.
— Жир также не пропускает холодный воздух, поэтому животные Арктики не мёрзнут зимой.
Воспитатель смотрит в бинокль.
ВИДЕОРОЛИК
— Ребята, вдали показался остров Врангеля. Вы слышали об этом острове? (Ответы детей)
— Когда человек начал осваивать Арктику, он стал наносить вред природе, особенно животным. Были созданы заповедники. Например, заповедник «Остров Врангеля». Это арктический остров. Он назван в честь российского полярного исследователя Фердинанда Петровича Врангеля.
— Чтобы привлечь внимание общества к вопросам сохранения объектов природного наследия, в нашей стране 2017 год объявлен годом экологии.
— А я объявляю об окончании нашего путешествия на Северный полюс. Мы разгадали много загадок Арктики.
— Нам пора возвращаться. Занимаем свои места.
— Готовы!
— Да!
— Отплываем!
— Мы вернулись в любимый детский сад.
Воспитатель открывает карту – помощницу.
— Вспомним, что нового мы узнали про Арктику. Поможет нам в этом дидактическая игра «Арктика».
— Ребята, внимательно послушайте правила игры. Сначала все карточки складываются в колоду картинками вниз. В процессе игры ведущий достает по одной карточке из колоды и показывает играющим. Задача игроков – назвать, что изображено на карточке. Ведущим буду я. Начинаем.
— Молодцы!
— Ребята, спасибо вам работу. Была очень рада с вами познакомиться.