Основные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Сковородникова Светлана Серафимовна,
старший воспитатель (высшая квалификационная категория)
муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение  «Детский сад «Колосок» п. Строитель
Тамбовского района Тамбовской области

 

Основные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность

 

С октября 2017 года муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок» является сетевой экспериментальной площадкой федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (далее — ФГАУ ФИРО) по теме: «Вариативно-развивающее образование как инструмент достижения требований ФГОС».

МАДОУ «Детский сад «Колосок» реализует примерную основную образовательную программу «Тропинки» (автор В.Т. Кудрявцев) в рамках речевого и познавательного направлений образовательной работы с дошкольниками.

В 2017-2018 учебном году в эксперименте принимают участие группы младшего и среднего возраста.

Педагогами групп внедряются компоненты УМК «Тропинки»:

  1. О.С. Ушакова «Речевое развитие детей 3 — 7 лет».
  2. М.Н. Султанова «Путешествие в страну математики» Методическое пособие для воспитателя младшей группы детского сада.

Уважаемые коллеги, разрешите представить опыт работы нашей ДОО в рамках реализации образовательной области «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений.

Работа в данном направлении опирается на развивающую среду, которая содержит дидактические игры и развивающие игры.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия определяется целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

 

Коллеги, предлагаю вашему вниманию видеофрагменты ООД с детьми 3-4 лет «Путешествие в космос». Цель, которого обобщить и систематизировать знания о геометрических фигурах, о расположении тела в пространстве, о направлении в пространстве, совершенствовать навыки пересчитывания в пределах 3.

Внимание на экран.

Продемонстрирована работа по совершенствованию навыка пересчитывания в пределах 3 игра «Число» (педагог использует пособие по системе Фрёбеля «Дары Фрёбеля»: «Цветные тела»).

Ключевым моментом в работе с детьми 3-4 лет является развитие воображения, что педагог осуществил через составление схематического изображения из деревянных палочек  игра «Выложи палочками» (педагог использует пособие по системе Фрёбеля «Дары Фрёбеля»: «Прямая и кривая линия»).

Дидактические игры являются частью комплекта «Путешествие в страну математики» для детей от 3 до 7 лет (Путешествие в страну математики: дидактические игры для детей 3 – 4 лет / М.Н. Султанова) и предназначены для организации игровой деятельности с детьми группой и индивидуально.

Дидактическая игра с математическим содержанием даёт возможность сделать процесс обучения занимательным и наиболее доступным для дошкольников. Например, домино «Черепашка».

Задача детей выстроить черепашек в цепочку, соединяя карточки так, чтобы фигуры на панцирях крайних черепашек совпадали по форме.

Внимание на экран.

Крупный размер карточек позволяет детям выкладывать их на полу, превращая настольную игру в двигательную.

Посредством дидактических игр реализуется принцип развивающего обучения — единство развивающей и оздоровительной работы с детьми. Например, «Зарядка по карточкам», «Съедобное – несъедобное».

Двигательные упражнения помогают развивать пространственное воображение, необходимое для пропедевтики геометрии.

Педагоги в качестве дополнения для индивидуальной работы с детьми используют тетради.

Внимание на экран.

В комплект входят девять тетрадей (Путешествие в страну математики: рабочая тетрадь № 1 для детей 3-4 лет / М.Н. Султанова).

Стоимость комплекта тетрадей достаточна, высока, поэтому тетради разрезаем на листы, делаем ксерокопию и (или) в дополнении используем раздаточный материал пособия по системе Фрёбеля «Дары Фрёбеля».


Таким образом, использование разнообразных дидактических игр способствует формированию у ребенка математических представлений. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.