«Проведение православных праздников в ДОУ как одно из направлений духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста». Сковородникова С.С.

Уважаемые коллеги, тема моего выступления «Проведение православных праздников в ДОУ как одно из направлений  духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Духовно-нравственное воспитание детей — приоритетное направление в системе  воспитания. Оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений ребёнка с миром: на его эстетическое и этическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.

Актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию обусловлена тем, что в русской культуре определяющую роль играет православное мировоззрение, православная вера, православный уклад жизни и конечно, православные праздники. Православные праздники, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в  восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.

Цель нашей работы — создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям посредством проведения православных праздников.

Задачи вы видите на экране:

  • Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
  • Формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным  и праздничным представлением.
  • Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла православных, народных  праздников, которые являются для них яркой и глубоко содержательной игрой.

В детском восприятии праздника известна удивительная особенность. В памяти остаётся незабываемое осеннее многоцветие – к Покрову, сияние огоньков и ароматов хвои на Рождество, берёзки на Троицу, ванильный вкус куличей, крашенки – на Пасху. У каждого праздника есть «свой», цвет, даже запах, своё особенное звучание, своя музыка…

В2013 — 2014 учебном году в детском саду «Колосок» были организованы и проведены следующие праздники православной тематики:
— Покров Пресвятой Богородицы
— Рождество Христово
— День православной книги
— Пасха
— День славянской письменности
— Троица
— День Петра и Февроньи Муромских
— Спас (медовый, яблочный)

Очевидно, что сегодня достаточно актуальна проблема поиска методов такого построения праздников, который бы отличался от привычных форм пересказа и концерта, взывал бы каждого к активному восприятию.

Так в основе праздников для дошкольников было положено использование воспитательных возможностей интерактивных игровых форм, благодаря чему, во – первых, решается проблема разделения зала на зрителей и актёров, а во – вторых, дидактическое содержание обретает самую доступную детскому восприятию форму – форму сюжетно — ролевой игры.

При подготовке и проведении праздников использовали следующие формы работы, которые адекватны живому детскому восприятию:

  • Игры – народные подвижные и пальчиковые, сюжетные, авторские тематические по заранее созданному сценарному плану, позволяющие каждому стать «свидетелями» основных событий праздника.
    • Сказки – рассказанные с куклами.
    • Рукоделие и творческие задания, как введение в народную декоративно – прикладную культуру, знакомство с ремёслами и промыслами, освоение простейших техник рукоделия и художественного творчества, приобретение навыков выполнения совместных творческих проектов. Таким образом, приобщая к самобытным особенностям русского    праздника.
      • Элементы музыкальной культуры в песнях, духовных стихах, плясах.
      • Тематические беседы и слайд – фильмы, в основе которых преимущественно лежит не монолог – рассказ воспитателя, а метод направленного диалога.
      • Тематический цикл занятий приуроченных к праздникам – важнейшим вехам православного календаря: Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение, Масленичное гуляние, Благовещение, Пасха, Троица, Спас (Яблочный, Медовый).

К подготовке и проведению праздников привлекаем учреждения сферы образования и культуры:
— ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей»
— Творческое объединение «Артист»
— Тамбовский театр кукол
— ДОУ Тамбовского района