«Использование нетрадиционных материалов для развития интереса детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности». Кузнецова О. В.


Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки — инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Нетрадиционные материалы и средства изображения любопытны детям как игра с неизвестным. Их привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, это занимает их и вовлекает в творческий процесс. Однако под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью.

Целью моей работы является развитие у детей дошкольного возраста интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью.

Из изобразительных материалов, в своей деятельности я применяю как традиционные, так и нетрадиционные:

  • губки,
  • валики различной ширины и фактуры,
  • штампы,
  • плоскостные и объемные печатки.



Рисование такими материалами дает самые неожиданные и непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро нарисовать и божью коровку, и цыпленка, и гусеницу и колобка — стоит только дополнить получившийся круг. Появляются ножки, глазки – это отпечаток кончика ватной палочки, и изображение оживает.

Рисование с использованием валиков или губок интересно детям и привлекает их своей масштабностью:

  • раз, два, прокатил и лист затонирован;
  • а если провести валиком плавную линию из одного конца листа в другой — можно получить ручеек или реку;
  • при помощи данных валиков можно изобразить кирпичные стены дома, плетеную корзину, лесенку для пожарной машины, или рельсы для железной дороги и прочее.

Всмотревшись в отпечаток, оставленный данным фигурным штампом, «‘можно увидеть в нем самый неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали.

Нетрадиционные техники рисования — это не только толчок к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Использование данных материалов способствует также и развитию формообразующих движений: можно попросить ребенка обвести по контуру «солнышко» или «дерево», дорисовать стебелек у цветка, прорисовать листики на деревьях, используя прием «примакивания» и пр.


Кроме нетрадиционных материалов, в своей работе я широко использую многофункциональные пособия, которые направлены на формирование у детей основных формообразующих движений.

  • «Помоги герою»;
  • «Дополни изображение»;
  • «Проведи дорожку».

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Рисование нетрадиционными материалами с использованием пособия «Дополни изображение» учит детей создавать композицию и размещать объекты, находить наиболее удачное их местоположение на листе.


Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения привлекает своей простотой и доступностью, не утомляет детей; нестандартные материалы позволяют удивить детей и вызвать стремление заниматься и действовать с ними.
Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов перед процессом рисования, обретению веры в свои силы, раскрывают креативные возможности ребенка; позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.
И совсем не страшно, если маленький художник перепачкался, главное – чтобы он получил удовольствие и радовался результатам своего труда.

Опыт своей работы транслирую в сети Интернет на сайтах:
«Страна мастеров» http://www.stranamasterоv.ru/ ;
«Социальная сеть работников образования» http://www.nsportal.ru;
«Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» http://www.doshvozrast.ru;
«Кошки – мышки» http://www.koshkimishki.ru.
На вышеперечисленных сайтах мною создано электронное портфолио, фотоальбом детских работ, на форуме и блоге размещаю наработанные материалы, привлекаю коллег к обмену опытом по данной теме.


Литература

  1. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей. Дошкольное воспитание, 1998. — №10 — 124 с.
  2. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие) — М: Классике Стиль, 2004. — 72 с: ил.3.  Леонова Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет.
  3. Программа, планирование, интегрированные занятия. — Волгоград.
    «Учитель», 2014.-282 с.