«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»


Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений — ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.

Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства и одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.
С детьми младшего дошкольного возраста использую следующие нетрадиционные техники рисования:
— рисование пальчиками и ладошкой,
— оттиск печатками,
— рисование тычком,
— набрызг,
— рисование мелом.

Рисование пальцами рук: можно использовать либо специальные пальчиковые краски, либо гуашь, пусть ребенок окунает пальцы в краску и рисует ими на бумаге. Можно использовать не только традиционные альбом, но и большой лист ватмана или кусок обоев и рисовать, сидя на полу. Обычно деткам очень нравится этот вид рисования, можно рисовать даже на старой белой простыне, затем стирать и снова на ней рисовать.

Рисование ладошкой — аналогично с предыдущим видом, только рисовать нужно всей ладошкой сразу. Можно окунуть пальцы в разную краску и получить радужные рисунки.
Печатать кулачком или ладошкой будет интересно из разных позиций: боковым основанием, согнутыми пальчиками, а также с отведенным в сторону большим пальцем, разведенными в сторону пальцами или собранными вместе.

Рисование отпечатками предметов — для этих целей сойдет и пробка от бутылки, и небольшая тарелка, ластик, скомканная бумага и вообще все, что попадется.

Рисунок поролоном схож с печатью. Из поролона можно вырезать различные фигуры, закрепить их на палочке (на карандаше, проволоке и так далее), затем окунать в краску и отпечатывать на бумаге.
Набрызг— этот метод заключается в том, что ребенок берет краску на кисть и разбрызгивает ее на бумагу в произвольном порядке. Можно повторять разными цветами. Детям старшего дошкольного возраста предлагаю для разбрызгивания использовать зубную щётку и стеку.

Рисование мелом — безобидный вид творчества, безопаснее, чем фломастерами. Мелками с детьми можно рисовать на улице и на специальной доске.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности, используя нетрадиционные техники рисования, учитывая возрастные и индивидуальные возможностей детей, развивается и совершенствуется координация движений рук, зрительно — двигательная координация и мелкая моторика.
Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В группе по возможности постаралась создать условия для развития мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли
свободно, по интересам выбрать себе пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы в самостоятельной деятельности на протяжении всего дня. В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.