«Взаимодействие с семьей в условиях Лекотеки» Савичева О. Ю.

Социализация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения. Работа с такими детьми и их семьями – дело очень сложное. Это связано не только с характером патологии и возрастом ребёнка, но с необходимостью тесного сотрудничества с его семьёй. На базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колосок» была создана Лекотека.

Основные задачи, которые Лекотека решает, осуществляя работу с родителями, это помощь в ориентировке родителей в ситуации развития своего ребенка (в понимании его особенностей, проблем и ресурсов), содействие в формировании активной позиции родителей относительно ребенка, поддержание позитивного стиля взаимодействия взрослых с ребенком, обучение родителей и оказание психологической помощи. Специалисты лекотеки осуществляют психологическое сопровождение семьи преимущественно в процессе игровой деятельности. Наряду совместного посещения игровых занятий с ребенком, где уделяется время беседе с родителями, для решения этих задач предлагается индивидуальное консультирование и групповая работа.

Индивидуальное консультирование родителей могут осуществлять разные специалисты лекотеки. Педагог-психолог осуществляет консультирование родителей по вопросам игрового взаимодействия с ребенком и построения конструктивных детско-родительских отношений. Учитель-логопед консультирует родителей по вопросам развития речевых способностей, а также формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья, речевой и неречевой коммуникации.

Групповая работа для родителей в лекотеке направлена на решение нескольких задач:

  • формирование мотивации для установления гармоничных отношений с проблемным ребенком;
  • формирование мотивации к сотрудничеству со специалистами учреждения, в котором оказывается помощь ребенку;
  • развитие у родителей потребности к повышению своего культурного уровня и психолого-педагогической грамотности.

Основная форма организации работы с родителями – групповая (проведение семинаров, собраний, круглых столов и др.). Мы знакомим родителей с разнообразной полезной информацией, связанной с особенностями развития ребенка, его обучения и воспитания. По запросу проводим индивидуальные беседы: «специалист-родитель», «специалист-ребенок-родитель».

Используем в работе с родителями формы наглядной информации:

  1. Информационные стенды для родителей. На этих стендах размещена информация общего характера.
  2. Тематические стенды для родителей, где изложена в краткой и доступной форме информация об особенностях психического развития детей, рекомендации по преодолению тех или иных проблем в жизни ребенка и его семьи.
  3. «Настольная» информация. Эта форма работы используется в местах ожидания детей (книги, брошюры, папки с рекомендациями специалистов).
  4. Папки-передвижки помогают более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания.
  5. Тематические выставки и экспозиции с результатами творческой деятельности детей – с помощью этой формы работы родителям демонстрируются успехи детей, а также показывается, что у детей с ограниченными возможностями здоровья можно и нужно развить творческие способности.

Опыт работы специалистов нашего учреждения показывает, что большинство родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и пониманию данной жизненной ситуации. Взгляд родителей на собственного ребенка и его перспективы не совпадают с оценками врачей и педагогов, а неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не адекватно оценивают возможности ребенка в воспитании детей. Очень часто самостоятельно не справляются со сложившейся ситуацией и нуждаются в адекватной поддержке специалистов, в частности психолога. Психологическая помощь направлена на формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательной компетентности родителей. Вся эта деятельность родителя, направленная на ребенка, помогает ему излечиваться от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.

Групповая форма является одной из самых эффективных. Занятия проводятся один раз в неделю. При групповой форме психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога на каждого участника занятия, но и внутри группы при взаимодействии участников, а также предполагает совместное участие родителей и детей на занятиях. Работа в группе направлена на активное присвоение и использование родителями в реальных жизненных обстоятельствах нового опыта, ведущего в дальнейшем к самопознанию их собственных потенциальных возможностей. Задачами психокоррекции являются:

  • формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с ОВЗ;
  • коррекция взаимоотношений в диаде родитель-ребенок;
  • коррекция нарушенного психологического состояния родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • гармонизация внутрисемейных отношений.

Сопровождение семьи в лекотеке проходит в рамках семейно-ориентированного подхода, который даёт возможность учитывать не только особенности ребёнка, но и семьи, то есть работать с системой «ребёнок-родитель» и активно вовлекать родителей в работу по развитию ребёнка. В работе с семьёй в рамках семейно-ориентированного подхода специалисты стремятся создавать условия для того, чтобы родители сами формулировали запрос к специалисту, активно участвовали в обследовании ребёнка, вместе со специалистами планировали индивидуально-ориентированную программу работы с семьёй и участвовали в реализации этой программы.

Работа с группой родителей имеет свои преимущества. В группе создаются оптимальные условия для обсуждения проблем, выражения чувств, проявления эмпатии, снятия напряжения, обмена опытом, узнавания разных точек зрения, получения обратной связи о собственных идеях и представлениях. Специалист ведущий групповую работу с родителями тщательно подбирает родителей пот их готовности к участию в группе и по характеру волнующих их проблем. Я использую такие формы групповой работы как родительский семинар и тренинг.

Родительский семинар решает задачу обучения. В нём могут принимать участие до 10-12 родителей. Семинар может состоять из нескольких встреч продолжительностью 1-3 часа.

Тренинг для родителей направлен на решение задач психологической поддержки, преодоления проблемных ситуаций, дезадаптивных форм поведения. Оптимальное количество участников тренинга 4-6 родителей. Тренинг может состоять из нескольких встреч продолжительностью не менее 2-х часов.

Важно, чтобы в результате работы сложились доверительные отношения, и установилась «обратная связь» с семьей, необходимо переходить на «язык диалога». Как правило, в диалоге каждая из общающихся сторон берет всю ответственность за собственные решения и действия. Сотрудничество с родителями – это непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Несмотря на трудности, которые мы испытываем в работе по формированию реабилитационной среды в семьях детей, связанные с личностными особенностями родителей, семейной ситуацией, в большинстве случаев мы отмечаем заметное изменение отношения родителей к ситуации, в которой оказалась семья в связи с рождением такого ребёнка. Постоянное взаимодействие со специалистами лекотеки: получение информации о проблеме, освоение методов и форм работы с ребёнком, участие в работе родительских групп, общение с семьями других детей, повышают уверенность родителей в собственных силах, способствуют снятию тревожности, снижают уровень стресса у родителей, способствуют формированию новых смыслов во внутрисемейных отношениях.