Как показывает педагогический опыт, значение театрализованной деятельности для разностороннего развития ребенка достаточно велико. Поэтому она должна занимать достойное место в системе воспитательно-образовательной работы с детьми.
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), тема театра в детском саду не теряет своей актуальности.
Так, ФГОС ДО предусматривает реализацию в ДОО образовательной программы дошкольного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, а также в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Однако в массовой практике организация театрализованной деятельности с воспитанниками часто зависит от интересов и возможностей педагога.
Между тем роль театральных постановок в детском саду освещалась в работах таких отечественных ученых и методистов, как Н.С. Карпинская, Л.С. Фурмина, Н.А Реуцкая, Л.В. Ворошнина, А.П. Николаичева, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович.
Играя какую-либо роль, ребенок представляет себя тем или иным персонажем, проживает его поступки. Это развивает у дошкольника определенные чувства, позволяет приобрести новые ощущения и знания через образ, в создании которого ему помогают костюмы, декорации и партнеры по сценке. Через этот образ ребенок приобретает навыки взаимодействия с предметами окружающего мира.
При подготовке спектакля дети создают проект: учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия. Разыгрывая роли, они приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития.
Исследование по логопедической ритмике, проведенное Г.А. Волковой, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи: совершенствованию звуковой стороны, грамматического строя, расширению словаря, созданию диалогов и монологов, развитию общей речевой культуры и т. д.
Как известно, пребывание дошкольников в одном и том же групповом помещении достаточно длительное время, соблюдение строгого распорядка дня делает их жизнь в ДОО монотонной. Театрализованная деятельность, в свою очередь, способствует созданию положительного эмоционального фона.
Учитывая это, мною в нашем ДОУ организация театрализованной деятельности с детьми уделяется особое внимание.
Так, первое знакомство с театром началось в группах детей 3-4 лет. Сначала это было традиционное обыгрывание малых фольклорных форм, показ сказок средствами различных видов настольного театра. Можно сказать, что театр пришел к нам, и постепенно мы пришли к нему. Со временем возникла необходимость создания театральной студии, которая в данном случае представляет собой не специально оборудованное помещение, а, скорее, группу единомышленников — подобие театрального коллектива, совмещающего воспитательно-образовательный процесс с постановкой спектаклей.
Используемые для организации театрализованной деятельности с детьми сценарии имеют свою специфику, т. к. их пишут непосредственно воспитатели ДОО, соблюдая ряд непреложных правил.
Важно отметить, что на практике педагогам пришлось столкнуться с различными трудностями. Например, с тем, что слова роли с детьми заучивают как минимум три человека (два воспитателя и музыкальный руководитель). Часто к этому процессу подключаются еще мамы, папы, бабушки воспитанников. При этом восприятие художественного произведения у каждого из взрослых свое, что часто осложняет передачу ребенку чувств, эмоций персонажа, которого ему предстоит сыграть.
Кроме того, не все члены семьи владеют орфоэпическими и грамматическими нормами речи, используя в быту, как правило, разговорный, а то и диалектный вариант. Однако важно, чтобы стихи (яркая рифмованная форма) и прозаические тексты, звучащие во время репетиций много раз, выступали в качестве эталона литературного языка и служили средством речевого развития детей.
Поэтому в задачу педагогов входит познакомить не только воспитанника, но и его родителей с нормами современного русского языка. При таком подходе сценарий праздника становится учебной базой и презентацией достижений дошкольников, он не «пишется», а созидается.
Отдельно необходимо остановиться на критериях выбора сказки, по которой создается сценарий.
Так, в средней группе, в процессе изучения растительного и животного мира (цветов, деревьев, лесных животных и птиц и их жилищ), была сделана небольшая постановка по мотивам русской народной сказки «Как коровушка избушку построила». Этому выбору способствовала новизна и неизбитость материала.
В процессе взаимодействия с воспитанниками педагоги ДОО пришли к выводу, что театральная постановка — прекрасный проектный продукт, презентация игры, которая занимает все внимание детей в этом возрасте. Поэтому особенно интересно было вернуться к знакомому сюжету на новом уровне — в старшей группе.
Репетиции спектакля со старшими дошкольниками были наполнены такой игрой и положительными эмоциями, что премьера превратилась в настоящий праздник и продемонстрировала результаты совместной творческой работы детей, родителей и педагогов в рамках группового среднесрочного информационно-творческого проекта «Театральная студия «В гостях у сказки»» (далее — проект).
Данный проект, целью которого стало развитие свободной творческой личности ребенка, был организован в ДОО. В качестве основных задач проекта были определены:
■ обеспечение психологического благополучия детей;
■ развитие у них ключевых качеств, лежащих в основе формирования предпосылок учебной деятельности (инициативности и самостоятельности; уверенности в себе, позитивного отношения к миру; умения подчиняться правилам; развития креативности; уверенного владения устной речью);
■ развитие творческих способностей.
Реализация проекта проходила в несколько этапов. На первом, подготовительном, этапе для решения поставленных задач определила следующие направления деятельности:
■ интеграция содержания образовательных областей в ходе организации театрализованной деятельности; развивающей среды;
■ определение содержания и форм образовательной деятельности в ходе реализации проекта;
■ проработка вопросов взаимодействия с родителями воспитанников;
■ организация сотрудничества со специалистами ДОО.
На втором этапе — целеполагание — знакомила детей с намеченной темой «Мир театра», способствовали формированию у них интереса к созданию собственной театральной студии, что и являлось основной целью совместной с детьми деятельности.
В ходе индивидуальных и групповых бесед выяснила, какие представления о театральном искусстве имеют дошкольники, опыт их участия в театральных постановках (в семейных условиях). Совместно с воспитанниками было принято решение поставить музыкальный спектакль «Маша и медведь», чтобы расширить представления о театральном искусстве и приобщиться к нему. Для этого был выбран сюжет русской народной сказки, который в дальнейшем лег в основу сценария.
На третьем этапе — планирование работы над постановкой — был подготовлен сценарий спектакля, подобрано музыкальное сопровождение. Совместно с родителями педагоги обсудили детали костюмов персонажей. Детям было предложено провести исследование и найти с помощью родителей информацию по теме «Волшебный мир театра», подготовить детско-взрослые мини-проекты «Как устроен зрительный зал?», «Кто в театре работает?» и др.
Для расширения и обогащения детских представлений о театральном искусстве педагоги подобрали разные формы и виды совместной деятельности, позволяющие им делать «открытия», осваивать новую информацию через разные каналы восприятия, а именно:
■ беседы, рассказы детей и воспитателей, чтение художественной литературы, слушание музыки;
ш рассматривание иллюстраций, фотографий, детских рисунков, просмотр видеозаписей, мультимедийных презентаций;
■ посещение театров и музеев (совместно с родителями);
■ выражение своего состояния, чувств через движения тела, в танце;
■ выявление степени понимания нового материала с помощью вопросов, дидактических игр, викторин, конкурсов.
В качестве примера представлено содержание совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта «Театральная студия «В гостях у сказки»».
В ходе практической части реализации проекта была организована своеобразная школа театрального искусства — театральная студия «В гостях у сказки», где воспитанники в индивидуальной форме отрабатывали выразительность образов своих персонажей, разыгрывали музыкальные этюды, разучивали общие и сольные танцы. Это был этап тренингов, позволяющий в дальнейшем перенести полученные детьми знания в самостоятельную деятельность.
В рамках театральной студии был открыт «цех декораций», где дошкольники с удовольствием рисовали эскизы к спектаклю и создавали декорации.
В «костюмерном цехе» под руководством и при непосредственном участии родителей шились костюмы для юных артистов.
Также на этом этапе начинающие художники — оформители при участии педагогов готовили афишу к предстоящей премьере и рисовали билеты и программки для зрителей.
Заключительный — самый важный и интересный этап, в котором все принимали активное участие и демонстрировали полученные знания. День премьеры стал праздником для детей, родителей и педагогов. Зрители и актеры были довольны полученным результатом и единодушно решили, что театральной студии «В гостях у сказки» обеспечена долгая плодотворная творческая жизнь.
Так, результатом неподдельного интереса детей к театрализованной деятельности стала постановка в подготовительной группе спектаклей: «Стрекоза и муравей», «Маша и медведь», «Гадкий утёнок».
Таким образом, работа над творческой постановкой в рамках проектной деятельности позволила педагогам уйти от строгой организованности, создать благоприятную атмосферу для развития межличностных отношений в группе, использовать новые эффективные формы взаимодействия с детьми и их родителями, раскрыть их творческий потенциал, приобщить к общечеловеческим ценностям.