«Проект «Театральная студия «В гостях у сказки»» Боткарёва И. В.

Как показывает педагогический опыт, значе­ние театрализованной деятельности для разно­стороннего развития ребенка достаточно велико. Поэтому она должна занимать достойное место в системе воспитательно-образовательной ра­боты с детьми.

В условиях введения федерального госу­дарственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобр­науки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), тема театра в детском саду не теряет своей актуальности.

Так, ФГОС ДО предусматривает реализацию в ДОО образовательной программы дошкольного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, а также в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Однако в массовой практике организация театрализованной деятельности с воспитанниками часто зависит от интересов и возможностей педагога.

Между тем роль театральных постановок в детском саду освещалась в работах таких отечественных ученых и методистов, как Н.С. Карпинская, Л.С. Фурмина, Н.А Реуцкая, Л.В. Ворошнина, А.П. Николаичева, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович.

Играя какую-либо роль, ребенок пред­ставляет себя тем или иным персонажем, проживает его поступки. Это развивает у до­школьника определенные чувства, позволяет приобрести новые ощущения и знания через образ, в создании которого ему помогают ко­стюмы, декорации и партнеры по сценке. Че­рез этот образ ребенок приобретает навыки взаимодействия с предметами окружающе­го мира.

При подготовке спектакля дети создают проект: учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия. Разыгрывая роли, они приоб­ретают опыт различного рода взаимоотноше­ний, что важно для их социального развития.

Исследование по логопедической ритмике, проведенное Г.А. Волковой, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи: совершенствованию звуковой стороны, грамматического строя, расширению словаря, созданию диалогов и монологов, развитию общей речевой культуры и т. д.

Как известно, пребывание дошкольников в одном и том же групповом помещении достаточно длительное время, соблюдение строгого распорядка дня делает их жизнь в ДОО монотонной. Театрализованная деятельность, в свою очередь, способствует созданию положительного эмоционального фона.

Учитывая это, мною в нашем ДОУ организация театрализованной деятельности с детьми уделяется особое внимание.

Так, первое знакомство с театром началось в группах детей 3-4 лет. Сначала это было традиционное обыгрывание малых фольклорных форм, показ сказок средствами различных видов настольного театра. Можно сказать, что театр пришел к нам, и постепенно мы пришли к нему. Со временем возникла необходимость создания театральной студии, которая в данном случае представляет собой не специально оборудованное помещение, а, скорее, группу единомышленников — подобие театрального коллектива, совмещающего воспитательно-образовательный процесс с постановкой спектаклей.

Используемые для организации театрализованной деятельности с детьми сценарии имеют свою специфику, т. к. их пишут непосредственно воспитатели ДОО, соблюдая ряд непреложных правил.

Важно отметить, что на практике педагогам пришлось столкнуться с различными трудностями. Например, с тем, что слова роли с детьми заучивают как минимум три человека (два воспитателя и музыкальный руководитель). Часто к этому процессу подключаются еще мамы, папы, бабушки воспитанников. При этом восприятие художественного произведения у каждого из взрослых свое, что часто осложняет передачу ребенку чувств, эмоций персонажа, которого ему предстоит сыграть.

Кроме того, не все члены семьи владеют орфоэпическими и грамматическими нормами речи, используя в быту, как правило, разговорный, а то и диалектный вариант. Однако важно, чтобы стихи (яркая рифмованная форма) и прозаические тексты, звучащие во время репетиций много раз, выступали в качестве эталона литературного языка и служили средством речевого развития детей.

Поэтому в задачу педагогов входит познакомить не только воспитанника, но и его родителей с нормами современного русского языка. При таком подходе сценарий праздника становится учебной базой и презентацией достижений дошкольников, он не «пишется», а созидается.

Отдельно необходимо остановиться на критериях выбора сказки, по которой создается сценарий.

Так, в средней группе, в процессе изучения растительного и животного мира (цветов, деревьев, лесных животных и птиц и их жилищ), была сделана небольшая постановка по мотивам русской народной сказки «Как коровушка избушку построила». Этому выбору способствовала новизна и неизбитость материала.

В процессе взаимодействия с воспитанниками педагоги ДОО пришли к выводу, что театральная постановка — прекрасный проектный продукт, презентация игры, которая занимает все внимание детей в этом возрасте. Поэтому особенно интересно было вернуться к знакомому сюжету на новом уровне — в старшей группе.

Репетиции спектакля со старшими дошкольниками были наполнены такой игрой и положительными эмоциями, что премьера превратилась в настоящий праздник и продемонстрировала результаты совместной творческой работы детей, родителей и педагогов в рамках группового среднесрочного информационно-творческого проекта «Театральная студия «В гостях у сказки»» (далее — проект).

Данный проект, целью которого стало развитие свободной творческой личности ребенка, был организован в ДОО. В качестве основных задач проекта были определены:

■       обеспечение психологического благополучия детей;

■       развитие у них ключевых качеств, лежащих в основе формирования предпосылок учебной деятельности (инициативности и самостоятельности; уверенности в себе, позитивного отношения к миру; умения подчиняться правилам; развития креативности; уверенного владения устной речью);

■       развитие творческих способностей.

Реализация проекта проходила в несколько этапов. На первом, подготовительном, этапе для решения поставленных задач определила следующие направления деятельности:

■       интеграция содержания образовательных областей в ходе организации театрализованной деятельности; развивающей среды;

■       определение содержания и форм образовательной деятельности в ходе реализации проекта;

■       проработка вопросов взаимодействия с родителями воспитанников;

■       организация сотрудничества со специалистами ДОО.

На втором этапе — целеполагание — знакомила детей с намеченной темой «Мир театра», способствовали формированию у них интереса к созданию собственной театральной студии, что и являлось основной целью совместной с детьми деятельности.

В ходе индивидуальных и групповых бесед выяснила, какие представления о театральном искусстве имеют дошкольники, опыт их участия в театральных постановках (в семейных условиях). Совместно с воспитанниками было принято решение поставить музыкальный спектакль «Маша и медведь», чтобы расширить представления о театральном искусстве и приобщиться к нему. Для этого был выбран сюжет русской народной сказки, который в дальнейшем лег в основу сценария.

На третьем этапе — планирование работы над постановкой — был подготовлен сценарий спектакля, подобрано музыкальное сопровождение. Совместно с родителями педагоги обсудили детали костюмов персонажей. Детям было предложено провести исследование и найти с помощью родителей информацию по теме «Волшебный мир театра», подготовить детско-взрослые мини-проекты «Как устроен зрительный зал?», «Кто в театре работает?» и др.

Для расширения и обогащения детских представлений о театральном искусстве педагоги подобрали разные формы и виды совместной деятельности, позволяющие им делать «открытия», осваивать новую информацию через разные каналы восприятия, а именно:

■       беседы, рассказы детей и воспитателей, чтение художественной литературы, слушание музыки;

ш рассматривание иллюстраций, фотографий, детских рисунков, просмотр видеозаписей, мультимедийных презентаций;

■       посещение театров и музеев (совместно с родителями);

■       выражение своего состояния, чувств через движения тела, в танце;

■      выявление степени понимания нового материала с помощью вопросов, дидактических игр, викторин, конкурсов.

В качестве примера представлено содержание совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта «Театральная студия «В гостях у сказки»».

В ходе практической части реализации проекта была организована своеобразная школа театрального искусства — театральная студия «В гостях у сказки», где воспитанники в индивидуальной форме отрабатывали выразительность образов своих персонажей, разыгрывали музыкальные этюды, разучивали общие и сольные танцы. Это был этап тренингов, позволяющий в дальнейшем перенести полученные детьми знания в самостоятельную деятельность.

В рамках театральной студии был открыт «цех декораций», где дошкольники с удовольствием рисовали эскизы к спектаклю и создавали декорации.

В «костюмерном цехе» под руководством и при непосредственном участии родителей шились костюмы для юных артистов.

Также на этом этапе начинающие художники — оформители при участии педагогов готовили афишу к предстоящей премьере и рисовали билеты и программки для зрителей.

Заключительный — самый важный и интересный этап, в котором все принимали активное участие и демонстрировали полученные знания. День премьеры стал праздником для детей, родителей и педагогов. Зрители и актеры были довольны полученным результатом и единодушно решили, что театральной студии «В гостях у сказки» обеспечена долгая плодотворная творческая жизнь.

Так, результатом неподдельного интереса детей к театрализованной деятельности стала постановка в подготовительной группе спектаклей: «Стрекоза и муравей», «Маша и медведь», «Гадкий утёнок».

Таким образом, работа над творческой постановкой в рамках проектной деятельности позволила педагогам уйти от строгой организованности, создать благоприятную атмосферу для развития межличностных отношений в группе, использовать новые эффективные формы взаимодействия с детьми и их родителями, раскрыть их творческий потенциал, приобщить к общечеловеческим ценностям.