Образовательная ситуация по формированию элементарных математических представлений «Состав числа 4»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТПРИЙ 
К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МЕРОПРИЯТИЮ

 

Образовательная ситуация по формированию элементарных математических представлений «Состав числа 4»

УМК «Тропинки» М.Н. Султанова «Математика до школы»  для детей 5 – 6 лет

 

Сковородникова Светлана Серафимовна, старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад «Колосок» Тамбовский район

 

Общие сведения

 

 

 

 

 

    Возраст детей 5 – 6 лет

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема: «»Состав числа 4»

Образовательная ситуация направлена на решение программных задач:

·        Учить решать задачи во внутреннем плане (в уме, воображая ситуацию) на примере задач с разным основанием в счёте. Формировать установку делать проверку в задачах.

·        Развивать предпосылки логического мышления: учить изменять один из признаков фигуры.

·        Развивать геометрическое воображение: учить видеть на чертеже фигуры с наложением.

·        Знакомить с днями неделями.

·        Знакомить с составом числа 4, закреплять знание цифр 1,2,3,4.

Образовательная ситуация реализована в течение достаточного количества времени (20 минут), цель соответствует возможностям и способностям детей.

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников      в ходе образовательной ситуации реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях («Речевое развитие», «Физическое развитие»).

Образовательная ситуация соответствует: общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям.

Реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

Наблюдение за образовательной ситуацией        Задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, чётко и эмоционально.

Работа проходила содержательно, интересно и организованно. Все дети были заинтересованы в овладении умением «разгадывать фокусы» (выполнять задания).

В ходе занятия воспитанники познакомились с составом числа 4 (данное умение было сформировано с помощью раздаточного материала — Мозаика). Игра познакомила с понятием цифры и числа. Таким образом, способствовала развитию внимания, мелкой моторики рук, навыку счета, пространственному и логическому мышлению, зрительному восприятию, сосредоточенности. Игра сформировала зрительную и осязательную активность.

Было закреплено умение изменять один из признаков фигуры (данное умение было сформировано с помощью пособия «Блоки Дьенеша» и лотка с манной крупой). В лотке с манной крупой дети смогли распознать фигуры посредством тактильной стимуляции кончиков пальцев, движений кистей и рук, с помощью зрения и через ощущение самодвижения.

Сформировано умение видеть на чертеже фигуры с наложением. Дети, работая с манной крупой, проводили вертикальные и горизонтальные ли­нии. При этом детям приходилось наклоняться вперед и вытягивать руку над лотком. Выполняя такое упражнение, они использует не только руку, но и всю верхнюю часть тела, движение распространяется до самых кончиков пальцев ног. Что позволяет снять напряжение и расслабиться. Такие упражнения оказывают на детей оздоровительное воздействие.

В ходе образовательной ситуации воспитанники показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответами. Дети продемонстрировали концентрацию внимания при выполнении заданий.

Использованные методы и приёмы      В ходе образовательной ситуации были использованы следующие методы и приёмы: сосредоточения и привлечения внимания; активизации речи и познавательной активности; активизации самостоятельности мышления; использование детского опыта; развитие творческих способностей; самоконтроль и взаимоконтроль.

Была использована смена видов деятельности, соблюдена логика и обоснованность перехода от одного вида деятельности к другому. Вопросы педагога носили развивающий характер.

Анализ деятельности воспитателя      В ходе наблюдения за деятельностью воспитателя выявлено следующее:

с самого начала воспитатель привлёк внимание детей к теме и удерживал внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности;

речь была ясной и эмоционально окрашенной;

педагог побуждал детей к проявлению инициативы и самостоятельности, по возможности учитывал особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент);

воспитатель помогал детям контролировать поведение во время занятия, напоминал основные правила поведения;

соблюдались санитарные нормы и правила, безопасность детей (проветренное помещение, физкультминутка, безопасность материалов и прочее).