Сковородникова Светлана Серафимовна,
старший воспитатель (высшая квалификационная категория)
муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Колосок» п. Строитель
Тамбовского района Тамбовской области
Основные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность
С октября 2017 года муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок» является сетевой экспериментальной площадкой федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (далее — ФГАУ ФИРО) по теме: «Вариативно-развивающее образование как инструмент достижения требований ФГОС».
МАДОУ «Детский сад «Колосок» реализует примерную основную образовательную программу «Тропинки» (автор В.Т. Кудрявцев) в рамках речевого и познавательного направлений образовательной работы с дошкольниками.
В 2017-2018 учебном году в эксперименте принимают участие группы младшего и среднего возраста.
Педагогами групп внедряются компоненты УМК «Тропинки»:
- О.С. Ушакова «Речевое развитие детей 3 — 7 лет».
- М.Н. Султанова «Путешествие в страну математики» Методическое пособие для воспитателя младшей группы детского сада.
Уважаемые коллеги, разрешите представить опыт работы нашей ДОО в рамках реализации образовательной области «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений.
Работа в данном направлении опирается на развивающую среду, которая содержит дидактические игры и развивающие игры.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия определяется целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Коллеги, предлагаю вашему вниманию видеофрагменты ООД с детьми 3-4 лет «Путешествие в космос». Цель, которого обобщить и систематизировать знания о геометрических фигурах, о расположении тела в пространстве, о направлении в пространстве, совершенствовать навыки пересчитывания в пределах 3.
Внимание на экран.
Продемонстрирована работа по совершенствованию навыка пересчитывания в пределах 3 игра «Число» (педагог использует пособие по системе Фрёбеля «Дары Фрёбеля»: «Цветные тела»).
Ключевым моментом в работе с детьми 3-4 лет является развитие воображения, что педагог осуществил через составление схематического изображения из деревянных палочек игра «Выложи палочками» (педагог использует пособие по системе Фрёбеля «Дары Фрёбеля»: «Прямая и кривая линия»).
Дидактические игры являются частью комплекта «Путешествие в страну математики» для детей от 3 до 7 лет (Путешествие в страну математики: дидактические игры для детей 3 – 4 лет / М.Н. Султанова) и предназначены для организации игровой деятельности с детьми группой и индивидуально.
Дидактическая игра с математическим содержанием даёт возможность сделать процесс обучения занимательным и наиболее доступным для дошкольников. Например, домино «Черепашка».
Задача детей выстроить черепашек в цепочку, соединяя карточки так, чтобы фигуры на панцирях крайних черепашек совпадали по форме.
Внимание на экран.
Крупный размер карточек позволяет детям выкладывать их на полу, превращая настольную игру в двигательную.
Посредством дидактических игр реализуется принцип развивающего обучения — единство развивающей и оздоровительной работы с детьми. Например, «Зарядка по карточкам», «Съедобное – несъедобное».
Двигательные упражнения помогают развивать пространственное воображение, необходимое для пропедевтики геометрии.
Педагоги в качестве дополнения для индивидуальной работы с детьми используют тетради.
Внимание на экран.
В комплект входят девять тетрадей (Путешествие в страну математики: рабочая тетрадь № 1 для детей 3-4 лет / М.Н. Султанова).
Стоимость комплекта тетрадей достаточна, высока, поэтому тетради разрезаем на листы, делаем ксерокопию и (или) в дополнении используем раздаточный материал пособия по системе Фрёбеля «Дары Фрёбеля».
Таким образом, использование разнообразных дидактических игр способствует формированию у ребенка математических представлений. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.