Усилия работников дошкольных образовательных организаций в настоящее время как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи приоритетные в программе модернизации российского образования.
К сожалению, современные дети испытывают двигательный дефицит, проводя большую часть времени в статичном положении (за столом, телевизором, компьютером). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а значит — нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. А ведь детство — лучшее время для формирования привычки «быть в форме». Главная задача ДОО выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников.
«Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей» (В.А. Деркунская)
Большое разнообразие инновационных средств, методов и форм занятий позволяет создавать неограниченные возможности для приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Помочь в этом может детский фитнес.
Детский фитнес — система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья, нормальное физическое и психическое развитие ребенка, его социальную адаптацию и интеграцию.
Использование элементов детского фитнеса в ДОУ (на физкультурных занятиях, в индивидуальной работе) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.
В последние годы расширился спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми: занятия на тренажерах, игровой стретчинг, фитбол-гимнастика, степ-аэробика, черлидинг, пилатес.
Одна из распространенных форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками — занятия с использованием тренажеров.
В работе с дошкольниками использую как простейшие тренажеры, так и сложного устройства: степы, мячи-фитболы, велотренажеры, беговые дорожки, мини-батуты. Условно к тренажерам можно отнести также пластмассовые гантели до 0,5 кг, шведские стенки, мячи-цилиндры.
На таких занятиях тренируются сердечно — сосудистая и дыхательная системы организма, развивается общая выносливость, приобретаются двигательные умения и навыки, способствующие укреплению здоровья дошкольников, а также формируются интерес и потребность в занятиях физкультурой и спортом.
Наиболее эффективной формой проведения занятия является круговая тренировка, сущность которой в том, что каждый ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажера. В нашем случае это подгруппа из 8 человек. Занятия на тренажерах начинаются с одной минуты и с простых упражнений. Постепенно время занятия увеличивается до двух минут.
Упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сценарии. С подражания образу малыши познают технику спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую и двигательную деятельность и память, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание. Эффективность подражательных движений заключается ещё в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.
Фитбол-гимнастика. Фитбол — мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Фитбол развивает чувство равновесия, укрепляет мышцы спины и брюшного пресса, создает хороший мышечный корсет, способствует формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Фитбол является не только уникальным оздоровительным «тренажером», но может использоваться как обычный мяч в играх и эстафетах.
Степ-аэробика. Танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ — степов. Это пособие способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве. Степ-платформы можно использовать на занятиях по физической культуре, для индивидуальной работы, на утренней гимнастике.
На мой взгляд использование элементов фитнеса в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха.
Таким образом, детский фитнес можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему целенаправленных оздоровительных занятий.